Календарь мероприятий


Практика использования банками ИПП "Большие Банковские Тесты"

Большие Банковские Тесты начали свою историю в 1999 году. Понятно, что за этот срок претерпели изменения и сами тесты и то, как их используют банки. Мы решили обобщить и описать этот опыт с тем, чтобы Вы могли выбрать для себя наиболее оптимальную модель.

Различия использования ББТ, на наш взгляд, обусловлены различиями корпоративных культур и состоянием рынка труда банковских специалистов в различных регионах России. Именно корпоративная культура определяет разграничение прав доступа, которые предоставляют пользователям в банках.  Чаще всего в системе 2 администратора - специалист IT и специалист Службы персонала, "поддерживающие" программу. Сотрудники и линейные руководители получают доступ только к самой процедуре тестирования и обучения, и им не даются права разработчиков и администраторов. Это делается, чтобы консолидировать знания в одной инстанции и не раскрывать вопросы аттестации раньше времени. Очевидно, что причина такого подхода ? недоверие кадровых служб к руководителям подразделений, которые могут "поделиться" вопросами с подчиненными. Результаты тестов ББТ, к которым добавляется резюме аттестационной комиссии, для действующих сотрудников становятся основанием назначения/снятия квалификационной надбавки к оплате труда. Так реализуется американская модель оценки, дающая прямые следствия на оплату труда специалистов.

Не может не радовать и тот факт, что в  процедуре создания и назначения тестовых вопросов для аттестации участвуют даже некоторые топ-менеджеры банков.

Есть примеры других банков, применяющих европейский подход, которые сформировали модель полной децентрализации ББТ. Такие банки выбрали из всех возможностей программы в первую очередь возможности разработки и обязали руководителей подразделений (либо службы методологии) создавать свои карты знаний и собственные тесты. В этой системе кадровики выполняют роль координаторов процесса, отслеживающих сроки и комплектацию разработанных тестов. Мы только приветствуем проявления творческой инициативы банковских сотрудников, но обращаем Ваше внимание, что гораздо большего эффекта можно достичь, задействовав специалистов Агентства. Мы довольно давно предлагаем услугу разработки тестов по внутренним документам банка. Если сравнить затраты на время, отнятое на создание тестов у руководителей, со стоимостью услуг Агентства, они будут явно не в пользу банка.

В зависимости от той или другой модели, разнится и отношение к протоколам по итогам тестирования. Банки с централизованным подходом в лучшем случае дают на руки руководителю сотрудника протокол "Краткий анализ ошибок", а сотрудникам дают доступ только к протоколу "Итоги", где перечислены только темы тестирования и нет ответов на вопросы. Прозрачна и мотивация такого решения - "чтобы вопросы тестов не расходились по сотрудникам". Хотя хитрые российские банковские служащие ищут выход и из этого положения. Недавно один уважаемый банк попросил нас убрать нумерацию вопросов при процедуре тестирования; его сотрудники переписывали номера вопросов и номера правильных ответов и распространяли эти шпаргалки по банку. Очень трудоемкая процедура, которая, видимо, приносила свои плоды, пока мы не выполнили заявку этого банка. "Децентрализованные" банки, напротив, чрезвычайно легко относятся и к протоколам, разрешая доступ сотрудникам ко всем результатам пройденных тестов.

Теперь несколько слов об использовании ББТ в процедурах отбора и найма специалистов . Если обобщить этот опыт, то наши тесты выполняют двоякую функцию: собственно методики проверки уровня квалификации и программы подготовки банковского специалиста. В зависимости от числа свободных квалифицированных банковских кадров на рынках труда разных регионов, эти функции используются банками в большей или меньшей степени. Но, по свидетельству кадровых специалистов, общая картина одна и та же: чрезвычайно малое число тестируемых кандидатов показывает результат выше среднего (более 60%). Чаще всего такой результат является следствием  того, что по предыдущему месту работу кандидат сталкивался с ББТ, либо он и впрямь является "звездой" по своему кругу операций. Относить массовость низких оценок к слабой подготовке банковских специалистов или к сложности нашей методики, неясно, но вывод из этого - следующий: банкам - пользователям ББТ следует создавать тесты, специально нацеленные на кандидатов. Повторюсь, эта работа может быть сделана как банком, так и специалистами Агентства. В любом случае, слабые показал результаты кандидат или в принципе мало знаком с банковской деятельностью, используя нашу программу можно достаточно быстро подготовить его по банковской тематике. Несколько назначений теста, с выдачей протокола тестирования (пусть неполного, только с тематикой тестирования) при достаточном усердии в изучении документов обеспечат необходимый уровень знаний. Практически 90% банков-клиентов строят свои программы подготовки слабоподготовленных сотрудников именно таким образом, назначая первое тестирование через 1,5-2 месяца после начала работы и повторное перед окончанием испытательного срока.

Об использовании результатов тестирования. По свидетельству большинства опрошенных, тесты являются хорошей основой принятия решения о пересмотре уровня сотрудника в рамках тарифной сетки. Само решение, безусловно, принимается аттестационной комиссией с учетом множества других параметров, прежде всего анализа процесса труда сотрудника. После введения новых блоков ББТ (в частности Блок Аттестации БА), позволяющих автоматизировать оценочные процедуры, была облегчена и эта сторона кадровой деятельности. Таким образом, движение по тарифной  сетке проходит с участием аттестационных комиссий, но небольшие изменения оплаты труда в рамках вилки оплаты по должности может проводиться просто через тестирование. Некоторые банки даже ввели своеобразную ?квалификационную надбавку?, выплачиваемую именно по результатам, полученным в ББТ. 

Наконец, последнее, но немаловажное замечание: в ходе этого опроса выяснилось, что у банков имеется некоторое число претензий к отдельным вопросам ББТ, однако эти претензии остаются внутри. Уважаемые коллеги, мы рассматриваем Ваши замечания как возможность развития для нас и, поэтому будем благодарны и настоятельно просим направлять нам вопросы и разногласия, тем более, что техническая возможность для это в  ББТ предусмотрена, см. опцию "?Возражения" по окончании процедуры тестирования.


 



Новости ББТ
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие НИИИ/МР" от 31.10.2024 Все новости
Наши мероприятия
26.11.2024
26.11.2024 - "Первая работа. Путеводитель"
25.11.2024
25.11.2024 - "Как ключевая ставка Банка России позволяет управлять инфляцией"
22.11.2024
22.11.2024 - "Инфляция и рынок труда"
05.11.2024
05.11.2024 - "Розничные инвесторы и торговля на бирже"
22.10.2024
22.10.2024 - "Основы потребительского кредитования. Обзорная лекция" Все новости
Новости для банков
09.07.2024
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БАНКОВ
21.11.2024
НБКИ: количество выданных автокредитов в октябре снизилось более чем на треть
21.11.2024
ЦБ установил особенности валютного контроля по операциям с цифровыми правами
21.11.2024
ГД одобрила в I чтении расширение возможности удаленного открытия счетов
21.11.2024
Банк России получит право ограничивать выдачи рискованных ипотечных и автокредитов Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости