Календарь мероприятий


Не спишете: банки обяжут запустить автоплатежи в СПБ с 1 апреля 2022-го

   ЦБ определился с датой, когда системно значимые банки должны внедрить функционал автоматических списаний в адрес интернет-магазинов и онлайн-сервисов в системе быстрых платежей (СБП). Это должно произойти с 1 апреля следующего года, следует из стандартов ("Известия" ознакомились с документом) Национальной платежной системы (НСПК). Анонимно некоторые банки поделились с "Известиями" мнением, что отпущенного времени может не хватить. Однако официально кредитные организации сообщили, что проблем по срокам не возникнет. Такого же мнения придерживаются в ЦБ и НСПК.

По взаимному согласию

   Сценарий операции СБП C2B "Привязка счета" стал доступен в так называемой песочнице 22 июля этого года. В конце лета стало известно, что НСПК (клиринговый центр СБП) провел тестирование этого функционала с рядом банков. В конце ноября определена и дата внедрения. Как следует из документа НСПК, в системно значимых банках привязка счета в СБП должна быть реализована к 1 апреля 2022 года.
   Сама по себе опция довольно проста и хорошо известна, например, пользователям приложений для заказа такси. Достаточно один раз дать согласие на автоматическое списание денег в пользу сервиса или интернет-магазина, и больше не надо вводить данные карты - деньги будут списываться автоматически. Аналогичная история и с подписками например, на онлайн-кинотеатры или музыкальные сервисы, на которые можно установить автоплатежи.
   Предполагается, что удобством нового функционала станет возможность управлять такими подписками, в том числе за счет возможности отписаться.
   - В мобильном приложении банка, счет которого клиент привязал для оплаты, он будет видеть все подписки и сможет контролировать их, в том числе отзывать при необходимости, - пояснили "Известиям" в НСПК.
   Это может устранить проблему, когда человек просто забывает обо всех сервисах, которые требуют регулярной оплаты.

Срок данности

   На условиях анонимности некоторые банки заявили "Известиям": есть риск, что не успеют внедрить функционал к 1 апреля будущего года. Однако все кредитные организации, которые ответили на запросы "Известий" (ВТБ, МКБ, Совкомбанк, "Открытие", Райффайзенбанк), уверили, что уложатся в сроки.
   По словам руководителя направления по развитию электронной коммерции Райффайзенбанка Георгия Коннова, для торговых точек функционал подписок в кредитной организации уже внедрен в августе 2021 года, а подписки по СБП для физлиц планируется реализовать до 1 апреля 2022-го.
   - Для банков это сопряжено с изменениями клиентских сценариев, в том числе в связи с необходимостью реализации возможности отписки, - сообщил он. - Банкам потребуются усилия для того, чтобы его реализовать с наглядным для клиентов интерфейсом, поэтому реализация подписок требует больше времени, чем оплаты.
   При этом, как отметил Георгий Коннов, сервис c2b-подписок является расширением уже существующей функциональности СБП, поэтому не требует больших изменений у тех компаний, которые уже используют эту систему.
   - Трудоемкость и затраты на реализацию функционала зависят от архитектуры конкретного банка, при этом объем работ в любом случае довольно значительный, - сказал директор департамента эквайринга "Открытия" Александр Дынин.
   В пресс-службе Центробанка заявили "Известиям", что у системно значимых банков достаточно времени для реализации этой возможности. С учетом востребованности СБП такой сервис должен быть в системе, подчеркнули в ЦБ.
   Пресс-служба НСПК сообщила, что вместе с несколькими банками ранее протестировала функционал "привязки счета" в рамках пилотного проекта.
   - Сейчас на рынке уже есть примеры успешной реализации сервиса. В настоящий момент НСПК совместно с рядом кредитных организаций и торгово-сервисных предприятий ведут работу над внедрением сервиса. Ожидается, что системно значимые банки завершат техническую реализацию сервиса к 1 апреля 2022 года, - уточнили в клиринговом центре СБП.

В условиях опциональности

   Можно было бы предположить, что функционал в рамках СБП станет конкурировать с уже существующими решениями банков и технологических компаний, в том числе с "пакетными подписками" (например, "СберПрайм" или "Яндекс Плюс"). Но сравнивать их вряд ли корректно, считает руководитель направления исследований финансового центра "Сколоково-РЭШ" Егор Кривошея. Сервисы подписок конкретных компаний работают в рамках одной экосистемы, то есть ограниченного набора сервисов, а с помощью опции в СБП можно будет подключиться к любому сервису, пояснил он.
   В ВТБ также не видят проблемы в расширении опций для потребителей.
   - В результате у клиента может быть несколько разных по параметрам и технологиям подписок. Например, через СБП или платежные системы, для списания со счета или с карты, регулярные и на фиксированную сумму или просто как разрешение на списание со счета в момент покупки в данной торговой точке, - сказали "Известиям" в пресс-службе кредитной организации.
   Однако, как подчеркнул Егор Кривошея, важно, чтобы клиент не запутался и не перестал использовать какие-либо ID или подписочные сервисы. При этом эксперт уверен, что каких-то более серьезных рисков по сравнению с уже существующими сервисами нет.
  - Как и в других инфраструктурных и платежных решениях, здесь используются серьезные стандарты безопасности и защиты данных, - прокомментировал Егор Кривошея.
   Ведущий специалист отдела аудита Infosecurity (ГК Softline) Анатолий Сазонов также уверен, что риски такого функционала минимальны, так как банковская сфера безопасности, в том числе и безопасность платежей СБП, достаточно жестко отрегулирована.
   - Финансовые организации обязаны проводить частые периодические внешние и внутренние аудиты, системно повышать свой уровень кибербезопасности в случае, если в отношении каких-либо направлений обеспечения информбезопасности была определена низкая оценка, - указал эксперт.
   Оформление подписок происходит в авторизованной зоне мобильного банка клиента-физлица, подчеркнул Георгий Коннов из Райффайзенбанка.
   - В частности, для подписок в СБП появляется полноценная работа с претензиями на случай мошенничества. Полный контроль за подписками в банке клиента также позволит избежать нежелательных списаний, - сказал он.
   Ответственность за корректное проведение платежей будет лежать на торговых точках и обслуживающих их банках, добавили в ВТБ. Там подчеркнули, что кредитным организациям необходимо будет реализовать инструменты по управлению подписками с возможностью настройки дополнительных параметров безопасности, например, лимитов.

Источник: Известия https://iz.ru/1259829/anna-kaledina/ne-spishete-banki-obiazhut-zapustit-avtoplatezhi-v-spb-s-1-aprelia-2022-go

06.12.2021

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости для банков
27.05.2022
Костин предложил создать "Воронеж I" вместо "Базеля III"
27.05.2022
Золото не блестит: укрепление рубля затормозило инвестиции в драгметаллы
27.05.2022
ЦБ вновь предложил поднять порог обязательного контроля операций
27.05.2022
Коллекторы не отмечают ухудшения платежной дисциплины заемщиков
27.05.2022
В Центробанке нашли способ вернуть россиянам доход по еврооблигациям Все новости
Новости ББТ
26.05.2022
Внеплановое обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 26.05.2022
26.05.2022
Внеплановое обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 26.05.2022
26.05.2022
Внеплановое обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 26.05.2022
26.05.2022
Внеплановое обновление раздела ББТ "Бухгалтерский учет и отчетность банка" от 26.05.2022
26.05.2022
Внеплановое обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 26.05.2022 Все новости
Новости библиотеки
23.04.2019
Обновление Электронной Библиотеки Банка от 23.04.2019
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019 Все новости