Российские банки укрепили позиции в рейтинге крупнейших эквайеров Европы
В рейтинге крупнейших эквайеров Европы в 2020 году российские банки укрепили позиции, несмотря на снижение объема трансакций. Показатели банков других стран падали быстрее, поскольку в них условиях локдаунов были более жесткими. Вместе с тем большая часть российских банков сократила обороты и в сегменте интернет-торговли, несмотря на его общий рост почти в 1,6 раза: значительный объем давали операции с низким чеком, которые не покрывали объемов предыдущего года даже при увеличении числа операций.
Согласно данным Nilson Report, в 2020 году большинство российских банков, которые входят в топ-50 Европы по эквайрингу, улучшили свои позиции. Не изменились они только у крупнейших: Сбербанк сохранил 1-е место, а ВТБ остался на 18-й строчке. Зато у них в прошлом году вырос объем операций, на $58,6 млрд и $5,4 млрд соответственно. Газпромбанк поднялся с 30-го на 29-е место (при снижении объема трансакций на $2,21 млрд), Тинькофф-банк - с 45-го на 42-е место (-$4,38 млрд) и "Русский стандарт" - с 46-го на 44-е место (-$0,15 млрд).
Как пояснили в Газпромбанке, в прошлом году в части эквайринга был сделан фокус на росте доходов, что привело к некоторому снижению оборотов и определенной доли неэффективных трансакций, при этом вырос общий портфельный доход. "Консервативный подход позволил существенно стабилизировать портфель и обеспечить его эффективное функционирование, также наложили свой отпечаток пандемические эффекты и действовавший в середине года локдаун",- сообщили в банке.
В "Русском стандарте" укрепление позиций в рейтинге связывают в том числе с предложением игрокам рынка ряда сервисов и инструментов, "удобных для быстрого расширения возможностей приема платежей при курьерской доставке".
Большинство европейских банков, попавших в рейтинг Nilson Report, продемонстрировали снижение как количества трансакций, так и объемов операций, что и позволило российским банкам улучшить свои позиции. По словам члена совета директоров РНКО "Платежный центр" Александра Погудина, во время пандемии в России локдауны были более мягкими по сравнению со многими европейскими странам. "Таким образом, хоть и эквайринговая активность снижалась во время острой фазы закрытия экономики, это снижение ниже, чем в Европейском союзе",- говорит он.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2020 году россияне оформили покупок в российских и зарубежных интернет-магазинах на 3,22 трлн руб., что на 58,5% больше прошлогоднего показателя. При этом доля локального рынка интернет-торговли выросла в прошлом году до 86%. Гендиректор Visa в России Михаил Бернер в интервью "Ъ" отмечал, что 38% россиян впервые стали покупать продукты онлайн, "около 23% стали заказывать продукты на дом, еще 31% - платить смартфоном" (см. "Ъ" от 8 сентября).
Однако стремительный рост сегмента e-commerce слабо отразился на результатах российских банков. По данным Nilson Report, у ВТБ объем онлайн-трансакций снизился на $1,79 млрд, у Газпромбанка - на $730 млн. При этом у ВТБ существенно выросло количество онлайн-трансакций. В банке пояснили, что такая динамика связана с последствиями пандемии: "Продемонстрировали серьезный рост высокотрансакционные бизнесы с низким средним чеком, такие как продуктовый ритейл, доставка продуктов, агрегаторы такси. При этом в силу ограничений, связанных с пандемией коронавируса, значительно снизились и количество, и объем трансакций в сегменте travel, который традиционно характеризуется высоким средним чеком".
По данным исследования, у банка "Тинькофф" снижение составило $4,47млрд. Однако в кредитной организации сообщили, что в отчете отражены некорректные данные: "У нас рост в два раза в эквайринге по прибыли и оборотам, количество точек выросло на 60%, в онлайн-экварийнге - в два раза".
Самый большой рост как в общем объеме, так и в секторе интернет-коммерции продемонстрировал Сбербанк. В самом банке не ответили на запрос "Ъ". По словам независимого эксперта на рынке платежных карт Дмитрия Вишнякова, из-за того что банк является крупнейшим эмитентом карт и лидером по эквайрингу, количество трансанкций по оплате товаров и услуг в его собственной сети самое большое. Это, поясняет эксперт, позволяет ему во многих случаях не платить межбанковскую комиссию, что, в свою очередь, позволяет предлагать более низкие тарифы торговым точкам.
Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4827432
26.05.2021