Календарь мероприятий


Жалоба из-за жалоб: банки оспорили сумму взносов в службу финомбудсмена

   Банки оценили потенциальный объем неоправданных расходов на институт финомбудсмена в 2021 году в 1,4 млрд рублей: даже если запрос гражданина будет отклонен, банку придется сделать взнос в службу за "техническое рассмотрение" жалобы. Об этом говорится в письме Национального совета финансового рынка (НСФР) в ЦБ, которое есть у "Известий". Плата за все жалобы стимулирует банки их не допускать, считает представитель финомбудсмена. В регуляторе "Известиям" сообщили, что пересмотр тарифов планируется на лето 2021 года. По словам экспертов, сокращение взносов вряд ли повысит качество работы с обращениями граждан.

Неравные условия

   Кредитные организации попросили Банк России организовать обсуждение, посвященное пересмотру принципов формирования взносов в службу финансового уполномоченного. Предложение содержится в письме председателя НСФР Андрея Емелина в адрес главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной (есть в распоряжении "Известий").
   По данным ЦБ, за январь-сентябрь 2020 года в службу по защите прав потребителей финомбудсмена поступило 149 тыс. обращений, но менее тысячи из них повлекли за собой меры в отношении банков - остальные были отклонены. По действующим правилам за каждое необоснованное заявление кредитная организация должна заплатить половину базовой ставки взноса - 9,3 тыс. рублей. Таким образом, неоправданные платежи банков в 2021 году могут составить примерно 1,4 млрд рублей, подсчитали в НСФР.
   "Кредитные организации обязаны будут нести значительные и при этом совершенно неоправданные расходы исключительно за техническое рассмотрение финансовым уполномоченным в большинстве случаев необоснованных жалоб потребителей", - подчеркивается в письме.
   Институт финомбудсмена работает с 2018 года, но претензии к банкам, кредитным кооперативам, ломбардам и НПФ поступили в его юрисдикцию только с 1 января 2021-го. Для граждан главным преимуществом нововведения станет возможность бесплатно и быстро разрешить свой спор с финорганизацией, если им не удалось его урегулировать напрямую, пояснили "Известиям" в службе финансового уполномоченного. Для банков взнос послужит стимулом к урегулированию споров на начальной стадии, что также сыграет на руку потребителю. Тогда как для кредитных компаний пользой станет сокращение их судебных издержек.
   Банки не согласны, во-первых, с тем, что им придется оплачивать неудовлетворенные жалобы, а во-вторых - что для разных финансовых организаций ставки отличаются, пояснил "Известиям" председатель НСФР Андрей Емелин. Он напомнил, что страховые компании совершенно справедливо платят нулевые взносы, если запросы граждан в их отношении отклонены. Одна из возможных схем работы механизма - ввести минимальную абонентскую плату, единую для всех финансовых организаций, часть собирать за счет "штрафных" взносов, а остальное финансировать Банку России, предложил Андрей Емелин.
   По его словам, в условиях коронакризиса банки потратят сэкономленные 1,4 млрд более эффективно - например, на непосредственную помощь клиентам: расширение программ реструктуризации, совершенствование мер безопасности в связи с участившимися мошенничествами, а также на установленное теперь законом обязательное внедрение весьма дорогой биометрии.
   Предложения НСФР поддержали в Совкомбанке и "Открытии". В пресс-службе последнего отметили, что за 2020 год получили от регулятора 3,34 тыс. запросов по жалобам потребителей, из которых 6% в виде предписаний на устранение нарушений или проблем. Справедливым подходом в расчете платежей может быть оплата кредитной организацией только тех случаев, где финомбудсмен удовлетворил изначальные требования клиента, добавили в "Открытии".

Справедливости ради

   Опасения НСФР разделяет ассоциация микрофинансовых институтов НАУМИР. По словам ее президента Виктора Лисина, механизм несет в себе риск роста потребительского экстремизма в отношении практически всех участников финансового рынка и появления недобросовестных конкурентных практик, связанных с фейковыми обращениями. Ассоциация также направляла письма с аналогичными доводами в Банк России и ФАС, заявил Виктор Лисин.
"Известия" направили запрос во Всероссийский союз страховщиков.
   По закону размер взносов определяет совет службы финансового уполномоченного, который вправе устанавливать различные ставки в зависимости от решения, принятого органом по итогам рассмотрения обращения, а также от вида финансовой организации, заявили "Известиям" в ЦБ. В регуляторе добавили, что платежи могут разниться в зависимости от вида финорганизации. В следующий раз пересмотр актуальности тарифов произойдет по истечении шести месяцев 2021 года, подчеркнули в Банке России.
   В пресс-службе финансового уполномоченного "Известиям" сообщили, что считают целесообразным ставить вопрос о пересмотре ставок, действующих лишь с начала 2021-го, по истечении нескольких кварталов, когда сформируется практика по рассмотрению обращений в отношении финансовых организаций. Там добавили, что мониторинг соответствия утвержденных тарифов текущим реалиям проводится регулярно.
   Если обращения есть, то налицо и наличие проблем: именно такие случаи финомбудсмен и призван решать, защищая слабую сторону договора и соблюдая баланс интересов, уверена руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева.
   - Возможно, есть смысл обсудить кратное увеличение взноса за нарушения и его уменьшение за необоснованные жалобы. Но это станет перекладыванием денег из одного кармана в другой, поскольку расходы за неэффективность внутренних служб банков и других организаций всё равно придется покрывать. Скорее стоит задуматься об эффективности и коррекции моделей претензионной работы, - полагает она.
   Однако уже не первый год многие банки такие внутренние подразделения упраздняют, что в результате приводит к росту жалоб и нарушению прав потребителей, добавила она.
   Вместе с тем эксперт отметила эффективность функционирования института финомбудсмена. По ее словам, с его появлением в сфере страхования стало кратно меньше жалоб, снизилось количество споров по финансовым вопросам в судах. Начало работы уполномоченного в банковском секторе также может дать положительный эффект, считает эксперт.

Источник: Известия https://iz.ru/1114560/natalia-ilina-roza-almakunova/zhaloba-iz-za-zhalob-banki-osporili-summu-vznosov-v-sluzhbu-finombudsmena

22.01.2021

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 26.12.2024 Все новости
Наши мероприятия
26.11.2024
26.11.2024 - "Первая работа. Путеводитель"
25.11.2024
25.11.2024 - "Как ключевая ставка Банка России позволяет управлять инфляцией"
22.11.2024
22.11.2024 - "Инфляция и рынок труда"
05.11.2024
05.11.2024 - "Розничные инвесторы и торговля на бирже"
22.10.2024
22.10.2024 - "Основы потребительского кредитования. Обзорная лекция" Все новости
Новости для банков
09.07.2024
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БАНКОВ
27.12.2024
Банк России планирует расширить набор сценариев для оплаты покупок через СБП
27.12.2024
Каждый пятый опрошенный россиян оформил карту зарубежного банка, чтобы расплачиваться в путешествиях
27.12.2024
При рекламе кредитов обязали указывать полную информацию о рисках
26.12.2024
ЦБ вводит мораторий на применение ограничения ПСК по потребкредитам на I кв. 2025 г. Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости