Календарь мероприятий


На фоне роста числа мошенничеств банки ограничивают возможности клиентов

   Как отмечают эксперты, в конце прошлого года увеличились атаки со стороны злоумышленников на средства пенсионеров. По различным оценкам, объем похищенных в прошлом году средств мог вырасти в десять раз, до 66 млрд руб. Для борьбы с этим банки вынуждены ужесточать свои антифрод-системы, что иногда приводит к блокировке даже легальных операций пожилых клиентов. При этом, по оценке экспертов, такое поведение банков идет на пользу клиентам, потому что если кредитная организация пропустит действия злоумышленников, вернуть клиенту понесенные потери будет значительно сложнее.
   В последнее время в соцсетях стали появляться истории, в которых родственники пенсионеров рассказывают о том, как банки отказывают пожилым людям в обслуживании. Так, один пользователь Facebook рассказал, что пожилому человеку, получающему пенсию в Сбербанке, заблокировали личный кабинет и мобильный банк. В личной беседе сотрудник банка, отказавшийся разблокировать личный кабинет, заявил, что "сейчас много мошенничества". Другой пользователь сообщил, что его родственнику-пенсионеру отказались выдать средства со счета при личном визите в отделение Сбербанка, мотивируя это возрастом клиента. Эксперты в области информбезопасности считают, что такие инциденты могли быть связаны с ужесточением антифрода в кредитной организации. Тем более что, по словам главы службы информационной безопасности ГК "Элекснет" Ивана Шубина, к концу 2020 года обозначился всплеск атак на средства пенсионеров со стороны злоумышленников.
   Как заявила руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева, регулярный мониторинг жалоб в сети и обращений граждан показывает, что уровень мошенничества с выводом денежных средств с платежных карт граждан постоянно растет. С пластиковых карт мошенники за 2020 год увели 66 млрд руб., тогда как в 2019 году эта цифра равнялась 6,4 млрд руб., то есть объем похищенных средств вырос более чем в десять раз за год (см. "Ъ" от 24 декабря 2020 года). По ее словам, чаще всего пострадавшими являются граждане предпенсионного и пенсионного возраста.
   Как сообщили "Ъ" в Сбербанке, пожилые люди всегда были в центре внимания мошенников как одни из наименее защищенных категорий граждан, атаки на эту группу клиентов не прекращаются и сегодня.
   "При выявлении операции, совершаемой с высокой долей вероятности мошенником или самим клиентом, находящимся под воздействием злоумышленника, банк может приостановить операцию и даже заблокировать доступ в сервисы дистанционного банковского обслуживания. Далее с клиентом связываются наши сотрудники, и в большинстве случаев им удается вывести жертву из-под влияния злоумышленников и предотвратить возможную потерю его денежных средств",- заявили в банке.
   Вместе с тем, по словам экспертов, банк не вправе вводить дискриминацию по возрастному признаку и отключать клиентам пожилого возраста дистанционное банковское обслуживание (ДБО). В то же время, как указывает руководитель юридического департамента МКБ Ирина Гудкова, 161-ФЗ "в случаях выявления банком операций, имеющих признаки проводимых без согласия клиента, дает право приостановить использование ДБО, чтобы связаться с клиентом для уточнения его волеизъявления на проведение платежа". Директор департамента информационной безопасности банка "Открытие" Илья Сулоев заявил, что "банк отслеживает не свойственные клиенту операции, учитывая сведения о клиенте. При этом сценарии регулярно актуализируются с учетом выявленных схем и тенденций электронного мошенничества".
   Однако, как отмечают специалисты по информационной безопасности, стандартные алгоритмы антифродов включают в себя блокировки сумм, которые не характерны для человека.
   Например, при ежемесячных тратах в 30 тыс. руб. перевод за день в 300 тыс. руб. "Проблемой является блокировка платежей подобными системами, которые либо имеют много ложных срабатываний и снижают лояльность клиентов, либо пропускают ряд действий злоумышленников",- указывает директор технического департамента RTM Group Федор Музалевский, и, по его мнению, часто банки выбирают второе. "Рыночные условия запрещают им терять клиентов, а попавшийся на удочку мошенников человек будет сам виноват",- считает он.
   В нескольких банках "Ъ" сообщили, что не видят тенденции роста мошеннических атак именно на пожилых людей. Но, как пояснили в одном из них, мошеннические атаки идут волнами и редко охватывают клиентов сразу всех банков. "Злоумышленники тоже несут расходы и поэтому выбирают, какие базы клиентов банков покупать, исходя из вероятности получить прибыль",- отметил собеседник "Ъ" в крупном банке.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4642224

15.01.2021

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие НИИИ/МР" от 31.10.2024 Все новости
Наши мероприятия
26.11.2024
26.11.2024 - "Первая работа. Путеводитель"
25.11.2024
25.11.2024 - "Как ключевая ставка Банка России позволяет управлять инфляцией"
22.11.2024
22.11.2024 - "Инфляция и рынок труда"
05.11.2024
05.11.2024 - "Розничные инвесторы и торговля на бирже"
22.10.2024
22.10.2024 - "Основы потребительского кредитования. Обзорная лекция" Все новости
Новости для банков
09.07.2024
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БАНКОВ
20.12.2024
Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 21,00% годовых
20.12.2024
В Госдуму внесли законопроект, повышающий правовую защиту потребителей финансовых услуг
20.12.2024
Сенаторы одобрили закон о предупреждении о рисках в рекламе кредитов
20.12.2024
NBJ и АРБ назвали победителей Национальной банковской премии - 2024 Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости