Visa поборется с ЦБ за переводы
Платежная система Visa разослала банкам-участникам меморандум с обязательным требованием обеспечить переводы средств между картами банка по номеру телефона. На это банкам отведен ровно год. Сейчас эта возможность опциональная - для желающих банков, и пока сервис не слишком популярен. Платежная система намерена установить жесткое требование, для того чтобы можно было с уверенность вступить в конкуренцию с набирающей обороты системой быстрых платежей (СБП) Банка России. Эксперты видят перспективы в сервисе Visa, поскольку он гибок с точки зрения установления комиссий банками.
Как стало известно "Ъ", международная платежная система Visa, на долю которой, по оценкам экспертов, приходится около 45% рынка карточных платежей в России, разослала российским банкам - ее членам письмо. Из него следует, что с 30 сентября 2021 года Visa Direct эквайеры и эмитенты обязаны будут использовать идентификатор (номер мобильного телефона) для операций OCT (пополнение карты) в качестве дополнительной опции для данных получателя. Эмитенты должны предоставить возможность создавать, обновлять и изменять связь между PAN (номером карты) и иным идентификатором.
Получение данного письма "Ъ" подтвердили в ряде банков. По сути, оно означает, что Visa в обязательном порядке запускает применение этого функционала, ранее он был представлен опционально. Таким образом, Visa фактически вступает в прямую конкуренцию с системой быстрых платежей ЦБ, которая предусматривает переводы между гражданами по номеру телефона практически в любой банк.
Visa может отвоевать у СБП долю рынка переводов по номеру телефона. Они сразу могли получить эту долю, если бы запустили Visa Alias обязательным меморандумом, как делают сейчас, а они запустили факультативно - никто особо и не стал это реализовывать",- отмечают собеседники "Ъ".
"Компания Visa регулярно и своевременно информирует своих клиентов о всех технических требованиях, необходимых для реализации на стороне банков правильной работы платежных решений в рамках платежной системы Visa,- пояснили в пресс-службе компании.- В данном случае речь идет о требованиях для банков-участников платежной системы Visa относительно поддержки уже существующего сервиса переводов по номеру телефона".
Получается, до 2022 года Visa придется бороться с СБП за переводы по номеру телефона свыше 100 тыс. руб. в месяц. Сейчас переводы до 100 тыс. в рамках СБП бесплатны, но после 2022 года станут платными, отмечают банкиры. "Сейчас переводы свыше 100 тыс. руб. по картам Visa идут с комиссией 1%, у СБП - 0,5%",- поясняет один из собеседников "Ъ". "Если Visa сделает переводы по номеру телефона, она сможет снизить комиссию для банков, а те - снизить для клиентов до 0,5%. У СБП переводы до 100 тыс. руб. с 1 января 2022 года будут платные, и тут Visa сможет побороться с СБП на всех фронтах",- полагает представитель крупного банка.
Банки в проекте Visa заинтересованы. "Мы изучаем коммерческие условия проекта",- сообщил представитель Тинькофф-банка. Банк "Русский стандарт" уже реализовал возможность переводов с карты на карту Visa по номеру телефона как эмитент и предоставил возможность для своих клиентов создавать, обновлять и изменять связь между номером карты и идентификатором (номером телефона). В Райффайзенбанке планируют использовать идентификатор в виде телефона, сообщили там. В Росбанке изучают предложение Visa, Газпромбанк планирует развивать прежде всего те сервисы переводов, которые будут удобны для клиента и будут обладать низкой себестоимостью, указали там.
"Уже сейчас можно перевести средства с карты на карту по номеру телефона в рамках системы Visa,- поясняет независимый эксперт на рынке платежных карт Дмитрий Вишняков.- Однако пока это не у всех банков и опционально". Visa хочет это требовать для того, чтобы можно было с уверенность продавать и маркетировать этот сервис, считает он. "Мы заинтересованы в активном развитии сервиса по отправке переводов Visa для наших банков-партнеров и видим интерес банков к данному сервису, отмечает гендиректор "Карт Стандарт" Мая Глотова.- Принципиальным преимуществом сервиса является возможность со стороны банка гибко настраивать тарифы для клиента, что позволит банку устанавливать тарифы, как интересные для клиента, так и отвечающие экономическим интересам банка".
Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4512571
02.10.2020