Заемщикам дадут охладиться: Кредиторы просят заменить штрафы двумя неделями размышлений
Участники финансового рынка просят доработать законопроект, предполагающий введение штрафа за навязывание заемщикам дополнительных услуг в двукратном размере от их стоимости. Предлагается заменить выплату на двухнедельный период охлаждения, в течение которого заемщик может отказаться от услуги. Штраф же будет полагаться, только если кредитор не вернет средства в отведенный на это срок. Однако правозащитники считают, что корректировка усложнит ситуацию для заемщиков и позволит кредиторам избежать ответственности.
Как стало известно "Ъ", на прошедшем 20 августа заседании экспертного совета по защите прав потребителей при Банке России, СРО МФО "МиР" предложила изменить механизм борьбы с навязыванием заемщикам дополнительных услуг, представленный регулятором.
Законопроект, вносящий изменения в закон "О потребительском кредите (займе)" в части противодействия навязывания заемщикам допуслуг, принят Госдумой в первом чтении 9 июля. Речь идет о таких услугах, как, например, платное СМС-информирование, обязательство открыть платную карту к кредиту, юридическое сопровождение и т. д. "В случае нарушения права заемщика на свободный выбор услуг кредитор обязан выплатить заемщику компенсацию в двукратном размере произведенных им затрат по оплате дополнительных услуг, оказываемых кредитором и (или) третьими лицами, в течение десяти рабочих дней с даты предъявления заемщиком соответствующего требования",- говорится в текущей формулировке проекта закона.
По мнению главы совета СРО "МиР" Эльмана Мехтиева, формулировка предполагает применение к кредиторам штрафа, равного двукратному размеру стоимости якобы навязанных допуслуг, не когда навязывание было доказано, а "в течение всего периода жизни ссуды". Для кредитора это создает "правовые риски", поскольку гражданин может пожаловаться на навязывание через несколько лет, даже после того как услуга была оказана.
В связи с этим участники рынка предлагают ввести "период охлаждения", равный 14 календарным дням, в течение которого заемщик может отказаться от допуслуг и потребовать возврата их полной стоимости, без необходимости подтверждения факта навязывания.
Если кредитор за десять рабочих дней не вернет деньги, гражданин может потребовать их в двукратном размере. Если же заемщик не успел обратиться к кредитору в "период охлаждения", у него остается возможность попытаться доказать навязывание услуги и получить компенсацию в соответствии с законом о защите прав потребителей. Сейчас "период охлаждения", в течение которого можно отказаться от услуги, распространяется только на договоры страхования.
В ЦБ "Ъ" сообщили, что предложения, высказанные на экспертном совете, будут рассмотрены: "При этом Банк России положительно оценивает подход участников рынка, направленный на недопущение нарушений прав потребителей финансовых услуг, конструктивное взаимодействие, оперативное урегулирование претензий и восстановление нарушенных прав потребителей".
Эксперты отмечают, что "период охлаждения" может быть полезен.
"Большое количество возвратов и связанных с ними расходов может также сократить количество услуг, которые чрезмерно проактивно предлагаются потребителю",- говорит партнер Bain & Company Олег Гейлер.
Но правозащитники категорически против предложенных изменений. "Это попытка усложнить процесс и избежать ответственности за очевидное нарушение закона о защите прав потребителей,- говорит руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева.- За время "периода охлаждения" большая часть таких услуг частично уже оказана, за исключением, пожалуй, страховок". Вероятность того, что кому-то удастся вернуть деньги за уже оказанные, пусть и навязанные услуги, уверена госпожа Лазарева, будет крайне мала.
Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4465869
24.08.2020