Календарь мероприятий


Обещать не значит расплатиться: злостные должники стали чаще общаться с коллекторами и реже платить

В условиях пандемии и карантинных мер злостные неплательщики по банковским кредитам, чьи долги уже выкуплены коллекторскими агентствами, готовы разговаривать со взыскателями, но стали реже сдерживать обещания по погашению займов. Качество таких портфелей невысокое, и должники почти ничего не теряют при невыплате долга. При этом из-за ожидаемого снижения доходов населения улучшения ситуации никто на коллекторском рынке не ждет.
По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), во время пандемии уровень контактности с банковскими должниками снизился, при этом по задолженности, выкупленной коллекторами (цессионной задолженности), граждане, наоборот, чаще готовы общаться.
Уровень контактности рассчитывается по доле звонков, по которым указанный телефонный номер является действующим и по нему отвечает именно должник. Так, по итогам апреля среднемесячный уровень контактности по агентским портфелям снизился на почти 1 процентный пункт (п. п.) по сравнению с мартом, до 27,8%, и на 7,9 п. п. по сравнению с апрелем 2019 года. Средний же уровень контактности цессионных должников составил 37,9%, что на 8,8 п. п. выше значения марта и на 7,1 п. п. прошлогоднего апреля.
В отношении сдержанных обещаний по погашению задолженности зависимость оказалась иной.
Так, по заемщикам, с которыми коллекторы работают по агентской схеме, в апреле она достигла 77,6%, что на 9,1 п. п. выше показателя марта и на 13 п. п. выше прошлогоднего показателя. По цессионной задолженности эта доля сократилась до 47,7% - на 17 п. п. к марту и на 7,4 п. п. к апрелю 2019 года.
Как пояснил президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев, в рамках агентского взыскания на контактность должников оказал влияние эмоциональный стресс в условиях режима самоизоляции, который усилил панику от зачастую первого контакта с коллектором. "Однако высокий рост доли сдержанных обещаний в рамках агентской схемы свидетельствует о стремлении банковских заемщиков решить долговой вопрос, не дожидаясь серьезного кризиса личных финансов и опасаясь ухудшения финансового положения и начисления банками штрафов и пеней за просрочку",- добавляет гендиректор НСВ Роман Волосников.
"Срок просрочки в цессионном портфеле в разы выше, должники не так мотивированы выплатить долг, как должники агентского взыскания",- добавляет господин Мехтиев. По его словам, эти должники и раньше могли не платить, а в текущих реалиях "приняли решение повременить". По мнению гендиректора ЭОС Антона Дмитракова, снижение уровня совершения обещанных платежей в нерабочем апреле обусловлено прежде всего "стремлением части клиентов переосмыслить свои финансовые возможности в новых обстоятельствах".
По мнению главы "Юридического бюро N1" Юлии Комбаровой, среди должников появился новый тип - граждане, которые работают в пострадавших от кризиса отраслях.
"Эти должники, как правило, вышли на небольшую просрочку, и коллекторы работают с ними еще по агентской схеме",- отмечает она. Эти граждане более ответственны и, несмотря на кризис, "стараются вернуться в график платежей, что объясняет рост собираемости по агентским договорам", считает госпожа Комбарова. "Качество портфеля по цессии, как правило, существенно хуже, чем по агентской схеме, поэтому и доля сдержанных обещаний по оплате в сегменте ниже",- отмечает инвестиционный стратег "БКС Премьер" Александр Бахтин. При этом, по его словам, уровень контактности "не всегда пропорционален желанию вернуть кредит, заемщик может оставаться на связи и при этом быть неплательщиком".
По мнению гендиректора "МБА Финансы" Федора Вахаты, ситуация сохранится в следующие несколько месяцев: перед многими встанет вопрос обеспечения семьи, а только потом возврата долга. "В условиях продолжающегося периода карантина и, как следствие, падения доходов населения мы не ожидаем улучшения показателей контактности и сдержанных обещаний клиентов",- отмечает гендиректор ПКБ Павел Михмель. Восстановления показателей до докризисного уровня он ожидает не ранее осени.

27.05.2020

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие НИИИ/МР" от 31.10.2024 Все новости
Наши мероприятия
26.11.2024
26.11.2024 - "Первая работа. Путеводитель"
25.11.2024
25.11.2024 - "Как ключевая ставка Банка России позволяет управлять инфляцией"
22.11.2024
22.11.2024 - "Инфляция и рынок труда"
05.11.2024
05.11.2024 - "Розничные инвесторы и торговля на бирже"
22.10.2024
22.10.2024 - "Основы потребительского кредитования. Обзорная лекция" Все новости
Новости для банков
09.07.2024
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БАНКОВ
23.12.2024
Ставки по вкладам в России достигли рекорда
23.12.2024
Путин призвал применять сбалансированный подход в управлении кредитным портфелем госкомпаний
23.12.2024
Путин поручил донастроить льготные кредитные программы
23.12.2024
ЦБ пригрозил повышенными резервами по ипотеке за выдачу схемных кредитов Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости