Россияне стали чаще ходить за кредитами в банки через две недели изоляции
После взлета популярности онлайн-заявок на кредиты на первой неделе самоизоляции россияне стали возвращаться за этой услугой в офисы банков. На третьей неделе апреля доля онлайн-заявок вновь упала ниже 50%, выяснили в НБКИ
Введение режима самоизоляции из-за пандемии повысило значимость онлайн-кредитования: в первую нерабочую неделю в России доля заявок на ссуды, поданных через банковские дистанционные каналы, выросла почти в полтора раза, с 41,5 до 59,7%. Такую статистику приводит Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), которое входит в топ-3 на российском рынке (данные есть у РБК). В течение апреля, несмотря на сохранение режима самоизоляции во многих регионах, этот показатель упал - на третьей неделе месяца он снизился до 47,7%.
В абсолютном выражении количество дистанционных обращений за новыми ссудами изменилось незначительно (1,06 млн против 1,02 млн), следует из данных НБКИ. Однако общее число кредитных заявок, поданных как онлайн, так и в отделениях, после резкого падения в начале апреля вернулось к росту, писал РБК. Таким образом, доля онлайн-заявок снизилась из-за увеличения обращений за кредитами через офисы.
В нескольких банках РБК подтвердили тренд на снижение доли заявок онлайн во второй половине апреля по сравнению с началом месяца.
Какие кредиты россияне стали активнее брать онлайн
Самый заметный рост доли заявок через дистанционные каналы произошел в автокредитовании: если до объявления режима самоизоляции показатель составлял 20%, то в первую неделю апреля доля онлайн-обращений увеличилась более чем в два раза, до 50,4%. Удержать этот уровень не удалось - в период с 13 по 19 апреля доля онлайн-заявок на автокредиты упала до 36,4%. Тем не менее в абсолютном выражении количество обращений через дистанционные каналы увеличивалось.
В первую нерабочую неделю апреля 83,7% обращений за кредитными картами оформлялись в интернете (рост на 20,8 п.п. по сравнению с мартом). Во второй половине месяца показатель снизился до 72,3%, хотя по-прежнему превышает средние значения марта. В абсолютном выражении количество онлайн-заявок на получение карт снижалось на протяжении трех недель в апреле.
С начала режима самоизоляции в онлайн перешли больше половины заявок на потребкредиты, по сравнению с последней неделей марта рост составил 13,2 п.п. Однако уже на третьей неделе апреля доля онлайн-заявок начала возвращаться к "докарантинным" уровням. Тогда же сократилось и количество таких обращений от клиентов.
Самоизоляция меньше всего отразилась на поведении претендентов на ипотеку. Доля онлайн-заявок на этот кредитный продукт на пике составляла всего 22,5% и едва отличалась от показателей марта. В период с 13 по 19 апреля показатель снизился до 17,9%. Количество дистанционных обращений за ипотекой резко упало в апреле.
Почему заемщики вернулись в офлайн
В первую нерабочую неделю апреля рост доли онлайн-заявок был обусловлен общим снижением потока входящих обращений, говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Временный всплеск дистанционных обращений также может быть связан с массовыми попытками клиентов "протестировать" этот канал - заемщики опасались, что возможность посетить банк появится нескоро, замечает младший вице-президент - аналитик агентства Moody?s Светлана Павлова.
В банке "Открытие" считают, что на поведение клиентов мог повлиять режим работы банковских отделений. "Если в начале апреля большинство офисов было закрыто, то сейчас количество открытых офисов гораздо больше, соответственно, у клиентов и больше возможностей подать заявку оффлайн", - пояснил представитель кредитной организации.
К середине месяца российские заемщики поняли, как применяются ограничения в условиях пандемии, и вернулись к привычному сценарию обращения за кредитами, считает заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин. Пока не все клиенты готовы брать кредиты онлайн чисто психологически, говорит замдиректора департамента розничных клиентских решений и цифрового бизнеса Росбанка Павел Меньшиков: "Кроме того, люди просто устали сидеть дома, а визит в банк - это по нынешним временам целое приключение".
Еще одна из причин - вера клиентов в более высокую вероятность одобрения кредита при очном визите в отделение, считает директор рейтингов финансовых институтов Национального рейтингового агентства (НРА) Юрий Ногин: "Личный фактор не работает с машиной. Кроме того, в анкете не все можно описать, а для определенной части населения устное общение гораздо проще и привычнее письменного".
В онлайне уровень одобрения всегда ниже, соглашается Волков: "Это связано со спецификой работы в онлайне - входящий поток заявок там, как правило, что называется, "грязнее". Много заявок не проходит процедуры верификации и противодействия недобросовестным практикам".
Источник: РБК https://www.rbc.ru/finances/30/04/2020/5ea9804a9a7947441f0a03f3
30.04.2020