Календарь мероприятий


Банковские клиенты идут в МФО, пытаясь не допустить просрочку по кредитам

За последние два года среди заемщиков микрофинансовых организаций (МФО) значительно увеличилось число граждан, имеющих банковские кредитные продукты. Микрофинансисты объясняют данный тренд поиском наиболее релевантного ситуации источника кредитования. Однако эксперты считают, что таким образом граждане просто пытаются перекредитоваться в организациях с меньшими требованиями и временно отсрочить дефолт.
В последние годы растет число клиентов МФО, которые или уже кредитуются в банках, или имеют банковскую карту, следует из результатов исследования портала Zaim.com и финансовой онлайн-платформы Webbankir. В частности, согласно данным исследования, у МФК "Мигкредит" доля заемщиков, которые имеют банковские кредитные карты, за два года выросла на 6 п. п., до 64%, у Moneyman - на 8 п. п., до 30%, у Webbankir - на 5,1 п. п., до 29,6%. Доля клиентов МФО, которые имеют текущие банковские кредиты, у Мoneyman достигла 37% (+9 п. п.), у Webbankir - 95% (+11 п. п.). По данным БКИ "Эквифакс" (аккумулирует данные 90% микрофинансового рынка) на конец 2019 года кредитные карты имели 47% заемщиков МФО. За два года этот показатель увеличился на 7 п. п. При этом доля заемщиков МФО, у которых есть непогашенный кредит, составляла по итогам 2019 года 38%.
Микрофинансисты отмечают, что все большее число заемщиков, являющихся клиентами банков, обращаются к альтернативным инструментам финансирования. "Это можно связать со стремлением поддержать текущий уровень жизни при не растущих реальных доходах населения: кто-то уже и так имеет большую кредитную нагрузку перед банками, другие оставляют за собой возможность воспользоваться кредитом по карте",- считает гендиректор платформы Webbankir Андрей Пономарев. По его словам, есть и психологический аспект, когда клиенты считают, что брать кредиты в банках нужно в случае крупных покупок, а за "небольшой суммой на текущие нужды проще обратиться в МФО". По словам руководителя управления моделирования и бизнес-анализа МФК "Мигкредит" Марата Аббясова, только 7% клиентов компании ни разу не обращались в банки. "Порядка 10% клиентов сразу в анкете указывают, что берут деньги на обслуживание банковского кредита, однако, по нашей оценке, буквально каждый второй заем может оформляться именно на эти цели",- отмечает он. По словам председателя совета СРО "МиР" Эльмана Мехтиева, владельцы кредитных карт могут обращаться за онлайн-займом, поскольку предложение по конкретному продукту может быть не релевантным их текущему фактическому финансовому положению или запросам. "Это не означает, что у заемщика, например, высокий показатель долговой нагрузки или что он априори не способен выплатить большие обязательства",- говорит он. При этом, по словам гендиректора Moneyman Ирины Хорошко, клиенты МФО платят по действующим займам так же дисциплинированно, как и клиенты банков. "Уровень просроченной задолженности в целом составляет около 7-8%",- отмечает она.
Илья Кочетков, директор департамента микрофинансового рынка Банка России, 4 января 2019 года
Однако эксперты считают такую тенденцию тревожной. По словам гендиректора БКИ "Эквифакс" Олега Лагуткина, причина подобного потребительского поведения в немалой степени заключается в снижении благосостояния отдельных групп граждан. "Нет смысла отрицать удобство получения микрозайма по сравнению с длительным процессом получения кредита во многих банках,- говорит он.- Но логику потребителей, у которых есть кредитная карта и обращающихся за получением микрозайма, можно объяснить, скорее всего, тем, что лимит по кредитной карте исчерпан или недостаточен для совершения какой-либо покупки". По мнению директора по работе с клиентами "БКС Премьер" Николая Соколова, клиент, который ранее активно пользовался банковскими продуктами, может пойти в МФО главным образом от безысходности - временно отсрочить свой дефолт. "Банки в некоторой степени стали закручивать гайки при одобрении заявок в результате мер, принятых регулятором по охлаждению потребительского кредитования,- отмечает господин Соколов.- В итоге может увеличиваться количество "непроходных" закредитованных заемщиков, которым банковские кредиты становятся недоступны. Некоторые из них могут пытаться замещать прежние банковские долги новыми займами в МФО, хотя этот путь, очевидно, лишь усугубит их финансовое положение".
Источник: Коммерсантъ: https://www.kommersant.ru/doc/4242148

04.02.2020

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие НИИИ/МР" от 31.10.2024 Все новости
Наши мероприятия
26.11.2024
26.11.2024 - "Первая работа. Путеводитель"
25.11.2024
25.11.2024 - "Как ключевая ставка Банка России позволяет управлять инфляцией"
22.11.2024
22.11.2024 - "Инфляция и рынок труда"
05.11.2024
05.11.2024 - "Розничные инвесторы и торговля на бирже"
22.10.2024
22.10.2024 - "Основы потребительского кредитования. Обзорная лекция" Все новости
Новости для банков
09.07.2024
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БАНКОВ
23.12.2024
ЦБ пригрозил повышенными резервами по ипотеке за выдачу схемных кредитов
23.12.2024
ЦБ продолжит повышать требования к капиталу и ликвидности банков
23.12.2024
Обмен данными между банками и технологическими платформами поможет противостоять мошенникам
20.12.2024
Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 21,00% годовых Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости