Титов направил в ЦБ и Минфин предложения по регулированию криптовалют
Уполномоченный по правам предпринимателей считает, что сначала необходимо законодательно определить понятие криптотокенов и блокчейн-технологии. Борис Титов представил в Банк России и министерство финансов основные подходы к регулированию криптовалют, разработанные институтом экономики роста им. П.А. Столыпина (Титов - председатель набсовета института). Об этом он сообщил на пресс-конференции в Москве. Согласно предложенной институтом концепции, криптовалюта - это имеющее денежную ценность платежное средство, не номинированное в валюте РФ или иностранных государств, создаваемое и передающееся с использованием технологии блокчейн и используемое неограниченным кругом лиц для совершения сделок. При этом криптовалютой не признаются электронные денежные средства, а также токены, выпускаемые в рамках ICO (привлечения финансирования в существующих криптовалютах в обмен на токены будущих).
"Мы сегодня уже направили предложения и в ЦБ, и в Сбер, и в Госдуму, и в Минфин. Мы соберем очередной круглый стол, в который пригласим представителей этих организаций, и они выскажут свое мнение по этому поводу", - сказал Титов, отметив, что поставленный Президентом срок подготовки концепции законодательства о криптовалют и ICO ограничивается мартом, однако Столыпинский институт будет двигаться "немножко с опережением", - сказал Титов.
Три блока регулирования
Титов предлагает разделить процесс разработки законодательства о криптовалютах и связанных с ними технологиях и правовых отношениях на три блока. В первую очередь, по его мнению, необходимо законодательно определить понятие криптотокенов и блокчейн-технологии. Затем - ввести понятие и закрепить статус допущенных к обращению на территории РФ криптовалют и правила их обмена на национальную валюту РФ и иностранные валюты (так называемый "первый контур обмена"). И уже по итогам реализации первых двух пунктов начать тестирование новых финансовых технологий в рамках "регуляторной песочницы" с целью выработки регулирования для отдельных видов операций (майнинг, ICO и других), в том числе, на базе не входящих в число "допущенных" криптовалют.
Правовое регулирование новых финансовых технологий должно служить целям защиты прав и интересов граждан и предпринимателей, а также создавать основу для обеспечения национальных интересов России, при этом оно не должно преследовать фискальные цели. Налоги - не главное, считают разработчики концепции.
Блокчейн в законе
По мнению авторов поддерживаемой бизнес-омбудсменом концепции, блокчейном может признаваться выстроенная на основе заданных алгоритмов в распределенной базе данных последовательность блоков, которые содержат информацию о совершенных в такой базе или с ее помощью операциях. Токен - это запись в блокчейне, подтверждающая наличие у ее держателя прав на объекты гражданских правоотношений. Деятельность, направленная на обеспечение работы блокчейна путем создания в нем записей (блоков) с информацией об операциях, называется майнингом.
Соответствующие поправки Титов предлагает внести в закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", при этом изменений в Гражданский кодекс РФ не потребуется.
Первый контур обмена "допущенных" в России криптовалют
Титов предлагает на первом этапе разработки регулирования допускать к хождению в РФ только криптовалюты, имеющие оператора либо "центр эмиссии" на блокчейне. "Мы предлагаем регулировать криптовалюты как продукцию блокчейна, в том числе токены криптовалют как один из видов этой продукции", - сказал бизнес-омбудсмен.
Таким центром должна быть известная организация, "отвечающая за выпуск криптовалют" или "установление правил их майнинга"
Между тем самая популярная криптовалюта Биткойн децентрализована, то есть не имеет центра эмиссии - "добывать" ее может любой пользователь - участник системы с помощью вычислительных мощностей. Таким образом, такие валюты в "первый контур" не попадают.
К "центру эмиссии" в целях защиты участников рынка применяются требования о минимальном размере капитала. Организация должна соблюдать технологии безопасности используемой ею операционной системы, идентифицировать участников оборота криптовалют и соответствовать требованиям "антиотмывочного" и валютного законодательства, которое должно быть для таких компаний существенно упрощено.
"На первом этапе вопрос допуска криптовалют к обмену на нацвалюту может решать только ЦБ РФ", - подчеркивают авторы концепции. Правом проведения обменных операций предполагается наделить банки и операторов национальной платежной системы. В дальнейшем по мере развития и совершенствования правового поля можно будет передать этот вопрос на рассмотрение сертифицированным криптобиржам, как это делается, например, в Японии.
Тестирование иных криптовалют
Апробирование и регулирование технологий и криптовалют, которые не войдут в "первый контур обмена", бизнес-омбудсмен предлагает проводить в рамках создаваемой под надзором Банка России "регуляторной песочницы" (ее запуск анонсировала в интервью ТАСС глава департамента ЦБ Алиса Мельникова). К участникам тестируемых в ней проектов будут предъявляться правила по обязательной идентификации, а также требования по соблюдению законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансировании терроризма.
При этом для участников возникающих правоотношений будет действовать правило "свободы договора" (в частности, самостоятельно определять его условия и форму и порядок заключения). Предполагается также упрощение правил бухгалтерского учета (например, как при упрощенной системе налогообложения) и валютного регулирования (упрощение идентификации контрагентов и не применение паспортов сделок и информирования о счетах в криптовалютах и виртуальных кошельках). Пороги сделок, подлежащих обязательному контролю, должны быть при этом повышены, отмечают авторы концепции.
В рамках "песочницы" необходимо создать саморегулируемую организацию, куда войдут реализующие в ней проекты предприниматели, участники рынка криптовалют, а также представители экспертного и научного сообществ. Ее задачей станет выработка правовых актов и решений для типовых сделок с не вошедшими в "первый контур" криптовалютами, ICO, майнинга, удаленной идентификации, а также формирование списка криптовалют, использование которых не рекомендовано даже в рамках "песочницы".
Для разрешения возможных споров авторы концепции предлагают создать третейский суд.
Личная позиция Титова
В завершение пресс-конференции журналисты задали бизнес-омбудсмену вопрос, есть ли у него самого портфель криптовалют. Титов ответил отрицательно.
"У меня нет криптовалют: я как чиновник считаю, что береженого бог бережет", - сказал он, пояснив, что их практическим исследованием занимаются его коллеги.
Источник: ТАСС: http://tass.ru/ekonomika/4701711
04.11.2017