Банки приступили к сбору биометрических данных клиентов
Российские банки начали готовиться к массовому сбору биометрических параметров своих клиентов. Об этом "Известиям" рассказали в ВТБ, Бинбанке, банках "Ак Барс", "Восточный" и "Открытие", а также в Уральском банке реконструкции и развития, входящих в топ-30 по активам. В кредитных организациях уточнили, что полномасштабный сбор изображений лица и голосовых данных граждан начнется в следующем году. По мнению экспертов, биометрия позволит максимально упростить процесс совершения любых банковских операций. В то же время биометрические данные должны быть хорошо защищены от злоумышленников.
В конце августа ЦБ разработал законопроект об удаленной идентификации, который обяжет все банки собирать биометрические данные клиентов (изображения лица и голосовые слепки). В России будет создана единая биометрическая система (ЕБС), необходимая для внедрения удаленной идентификации. Благодаря новации граждане смогут стать клиентами любого банка - открыть вклад и получить кредит, не приходя в его офис, а пройдя проверку с помощью биометрии. Законопроект обязывает банки в каждом регионе пропорционально - в зависимости от масштаба сети отделений - установить оборудование для сбора биометрических данных граждан.
В крупнейших банках уже начали готовиться к сбору биометрических параметров россиян. Ряд кредитных организаций запустил пилотные проекты по сбору изображений лица и голосовых слепков, в других завершается решение технических вопросов по внедрению систем сбора биометрических параметров.
В пресс-службе ВТБ "Известиям" сообщили, что госбанк до конца года запустит идентификацию по внешности в офисах с безбумажным обслуживанием (клиенты в них подписывают только электронные версии документов).
- Помимо традиционной идентификации по паспорту, банк предлагает пройти аутентификацию на планшете, она позволит подтвердить, что именно этот человек подписывает документ, - пояснили в ВТБ. - По итогам тестирования пилот был признан успешным, тиражирование запланировано на 2018 год. В декабре новая технология будет внедрена в первых 20 офисах в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге и Владивостоке.
Банк "Открытие" в рамках пилотного проекта проводит сбор изображений лица в пяти отделениях.
- Мы собрали более 40 тыс. фотографий, - рассказал директор по инновациям банка "Открытие" Алексей Благирев. - Помимо этого, мы проверили текущую точность распознавания на уровне 85-90% биометрии лица. В самое ближайшее время мы запускаем приложение Р2Р-переводов с любых банковских карт по фотографии на карты клиентов "Открытия". Затем биометрия будет применяться при переводах, открытии счета, приема депозитов и выдаче кредитов.
По словам предправления банка "Восточный" Алексея Кордичева, в рамках пилотного проекта банк собрал 100 тыс. изображений лиц и 200 тыс. голосовых слепков. Алексей Кордичев уточнил, что пилот проходит в 100 отделениях банка.
- Мы планируем запустить систему сбора в 2018 году по утвержденным параметрам, которые будут известны после запуска единой биометрической базы, - отметил руководитель проектов Бинбанка Вячеслав Карнаушевский. - Мы ожидаем, что это произойдет в I квартале 2018 года.
Руководитель дирекции стратегического развития IT Уральского банка реконструкции и развития Анатолий Бляхман уточнил, что кредитная организация внедрит идентификацию по голосу для финансовых сервисов в отделениях ко II кварталу 2018 года. Он отметил, что на формирование голосового слепка как в точках продаж, так и по телефону уходит не более 30 секунд. При последующих обращениях клиентов слепок позволяет идентифицировать их с точностью до 99,5%.
В пресс-службе банка "Ак Барс" сообщили, что "в данный момент формируются требования к оборудованию и программному обеспечению" для внедрения биометрии.
Собранные банками биометрические параметры будут поступать в ЕБС, где на каждого россиянина заведут своего рода "карточку" с изображением лица и голосовым слепком. Впоследствии гражданин, пройдя идентификацию по голосу или изображению лица с помощью компьютера, планшета или мобильного телефона сможет стать клиентом любого банка без явки в офис. ЕБС будет интегрирована с ЕСИА - Единой системой идентификации и аутентификации, созданной в рамках исполнения закона о госуслугах. Через ЕСИА банки будут подтверждать личность гражданина (ФИО, дата рождения, пол, СНИЛС, номер мобильного телефона). То есть те, кто захотят сдать биометрические параметры, должны быть одновременно зарегистрированы и на портале госуслуг.
Директор департамента аудита защищенности Digital Security Алексей Тюрин в беседе с "Известиями" выразил опасение, что в отличие от стандартных средств - логина и пароля - внешность человека легко "украсть", взяв его фотографии из соцсетей. Голос, по его словам, также можно "присвоить", позвонив человеку по телефону и сделав запись разговора.
Кроме того, биометрические признаки нестатичны: после раннего пробуждения или во время болезни может временно измениться не только голос человека, но и его внешность.
В пресс-службе ЦБ "Известиям" сообщили, что внедрение удаленной идентификации с помощью биометрии повысит доступность финансовых услуг и снизит стоимость их предоставления.
Источник: Известия https://iz.ru/662530/anastasiia-alekseevskikh/banki-pristupili-k-sboru-biometricheskikh-dannykh-klientov
26.10.2017