Между банкирами и приставами, взыскивающими долги, обнаружились серьезные разногласия.
Кредитные организации жалуются, что приставы не соблюдают принцип соразмерности долга и арестовываемого имущества и вообще часто злоупотребляют этим правом, вместо того чтобы обращать взыскание на счета должника.
В результате пострадать могут приобретатели автомобилей, бывших в залоге у банков. Ассоциация российских банков (АРБ) направила в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) письмо с жалобами на проблемы по взаимодействию кредитных организаций и территориальных отделений ФССП. Так, в письме отмечаются случаи наложения ареста на имущество банков на незначительные суммы с нарушением принципа соразмерности. В одном из крупных банков столкнулись с чрезмерной активностью приставов в совершенно безобидной ситуации. "Из-за небольшого штрафа за нарушение одним из водителей-инкассаторов правил дорожного движения ФССП арестовала весь парк машин нашего банка",- рассказал юрист кредитной организации. В связи с этим банкиры настаивают на том, чтобы ФССП дала четкие разъяснения своим территориальным органам о соблюдении принципа соразмерности налагаемых ограничений на имущество и суммы долга.
Однако наибольшую проблему, как следует из письма, составляют ситуации, когда приставы накладывают арест на имущество, которое ранее было в залоге у банка, перешло к нему в качестве отступного, а потом было продано компании или физическому лицу. "Например, человек, купивший автомобиль у банка, обращается в ГИБДД с целью постановки автомобиля на учет и получает отказ в связи с запретом на регистрацию - на автомобиль был наложен арест приставами из-за возбужденного исполнительного производства",- поясняет директор правового департамента АРБ Лариса Митяшова. "Собственник может запрашивать перед сделкой ФССП на предмет обременения,- уточняет глава коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго.- Но даже если приобретенный у банка автомобиль окажется под арестом приставов, то покупатель имеет права отказаться от сделки и потребовать возврата ему денег, а если сможет подтвердить документально, то и компенсации связанных со сделкой убытков".
При этом нередко ФССП своевременно не информирует банк о возбужденном исполнительном производстве, а также не направляет в органы ГИБДД информацию о снятии ранее наложенных ограничений. "Когда у нас был арест транспортных средств, мы не получили информацию о штрафе и возбужденном исполнительном производстве ни от приставов, ни от ГИБДД,- приводит пример директор юридического департамента банка "Юникредит" Наталия Окунева.- После оплаты штрафа мы несколько месяцев добивались снятия ареста и доведения этой информации до ГИБДД".
В подобных ситуациях, отмечается в письме АРБ, возникает нарушение отведенного законом 10-дневного срока постановки на учет транспортного средства, в котором не виноват ни банк (продавец), ни новый собственник (покупатель). В связи с этим банкиры просят официально потребовать от территориальных подразделений ФССП оперативно оповещать должников о налагаемых ограничениях (путем направления копий исполнительных листов), а также передавать данные в ГИБДД.
Жалуются банкиры и на то, что приставы систематически нарушают принцип очередности взыскания. По закону приставы должны в первую очередь обращать взыскание на рублевые счета должника, затем - на валютные и при недостаточности средств - на иное имущество. "Однако приставы достаточно часто сразу налагают арест на имущество, причем порой из-за копеечных сумм, что имеет признаки злоупотребления правом",- считает Лариса Митяшова. Будут ли выпущены официальные рекомендации для территориальных подразделений ФССП - вопрос. Вчера ФССП не ответили на запрос "Ъ". Собеседник "Ъ", близкий к ФССП, отметил, что письмо АРБ пока не получено и потому позиции по нему нет.
Источник: Коммерсантъ https://www.kommersant.ru/doc/3408499
13.09.2017