Новый тренд в оптимизации банковских расходов на юруслуги
Себестоимость legal collection снизится за счет IT-систем
Эксперты прогнозируют увеличение судебных дел по кредитным договорам за 2017 г. в 1,5 раза, хотя уже сегодня банковская система перегружена примерно 3 млн. разбирательств. Причиной тому отчасти являются требования и ограничения к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 03.07.2016 N 230-ФЗ. Эти требования вынуждают кредитные организации не затягивать с передачей дел должников в суды, в силу чего складывается ситуация, что чем короче просрочка, тем больший объем дел формируется банком.
Рост числа дел не просто отягощает бумагооборот, но и - что гораздо важнее! - создает колоссальную финансовую нагрузку вследствие необходимости оплачивать труд как многочисленных штатных юристов, так и услуги внешних консультантов. По самым скромным подсчетам "лишние" 2 млн. дел, которые обрушатся на КО в текущем году, принесут как минимум 1,7 млрд. руб. издержек (в сумму не включена оплата госпошлины).
В целях оптимизации затрат кредитными организациями обсуждается возможность перехода вслед за Сбербанком на автоматизацию ряда операций по судебным обращениям, включая подготовку документов по делу, расчет и оплата госпошлины и т.д. Ожидается, что юрист-робот обеспечит снижение затрат, большую скорость обработки документации, высокий уровень контроля над операциями, процедурную прозрачность судебного взыскания на каждом этапе.
С другой стороны автоматизации сопутствуют определенные затруднения.
Во-первых, автоматизация предполагает полную оцифровку данных заемщика сразу при заключении кредитного договора, что пока многими банками не практикуется.
Во-вторых, внедрение и доработка интеллектуальной системы, каковой является юрист-робот, потребует найма первоклассных программистов узкой специализации.
В-третьих, расходы на софт, увеличение штата программистов и аутсорсинг (неизбежный даже при наличии собственных IT-специалистов) приведут к раздуванию бюджета организации.
В-четвертых, банку придется изменить конфигурацию многих бизнес-процессов, причем тем радикальнее, чем сильнее зависимость от аутсорсинга. При полном аутсорсинге в руки IT-компании перейдет весь реестр должников, что полностью изменит работу банка.
Совершенно очевидно, что сегодня юриста-робота в состоянии позволить себе пока что лишь банки-сверхгиганты вроде Сбербанка.
25.04.2017