Календарь мероприятий


Банки продолжают "креативную" рекламу из-за низких штрафов

Банки продолжают креативно подходить к рекламе своих продуктов, показывая высокие ставки по вкладам, большой кешбэк и превосходство кредитки. Подробные условия, как и источник экспертного мнения, скрываются зачастую за мелким шрифтом. Одна из причин может быть в штрафах. Они слишком малы для крупных банков.
На рекламных баннерах больше невозможно увидеть экстремально низких ставок по кредитам.
В сентябре Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила три дела против крупнейших банков. Как рассказали "РГ" в пресс-службе, в ведомство поступили жалобы граждан на рекламу Сбербанка, ВТБ и Совкомбанка. Первые два утверждали, что их кредитки "лучшие". И во втором случае обещали даже 20 тыс. руб. бонусами за покупки. "Объективные критерии сравнения не были указаны, а сведения о существенных условиях получения бонусов были размещены в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом", - отмечали в ФАС.
Там напомнили, что при сравнении, которое указывает на превосходство товара в рекламе, должны быть объективные критерии. Объяснение, почему продукт лучший, зачастую скрывается за мелким шрифтом, который сложно понять. На радио ситуация схожая, с ускоренным голосом в рекламе. Вникнуть в условия акции, продукта трудно, особенно за рулем. По закону, если часть существенной информации о рекламируемом продукте - об условиях его покупки или использования - отсутствует, и при этом искажается смысл, то такая реклама не допускается.
Конкуренцию и "креатив" в рекламе заметно подстегнула фактическая отмена комиссий за переводы на свои счета в разных банках
"Трудный для восприятия текст в рекламном объявлении, в том числе напечатанный мелким и трудно читаемым шрифтом, попадает под действие данной нормы закона, поскольку потребители финансовых услуг не могут получить полную и исчерпывающую информацию обо всех условиях по вкладу, кредиту и другим услугам", - говорит Мери Валишвили, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова.
По мнению ФАС, действия банков дают необоснованные преимущества перед конкурентами и нарушают закон. В случае с бонусами это может ввести потребителей в заблуждение относительно стоимости финансовой услуги. Если нарушение подтвердится, банкам грозят штрафы, говорят в ФАС. Но стоит полагать, что для крупных игроков они слишком малы, с учетом чистой прибыли в десятки и сотни миллиардов. Поэтому назвать себя "лучшим" большой банк рискнуть может.
Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина говорила о необходимости повышать штрафы за нарушение прав потребителей финансовых услуг (в данном случае речь шла о мисселинге, когда продают один товар вместо другого. - "Российская газета"), чтобы нарушать было экономически невыгодно.
"Сейчас во многих случаях это не так, особенно, например, если банк крупный и для него миллион рублей - это копеечный штраф, не материальный штраф. Миллионы нарушений мы выявляли - и всего миллион рублей штраф", - отмечала весной глава ЦБ. И тогда добавила: за обман потребителя, нечестное обогащение штраф нужно повысить вплоть до 1% от капитала, если нарушение банк не устраняет.
В ЦБ подтверждают, что с появлением новых лимитов для переводов самому себе в другой банк по Системе быстрых платежей конкуренция за клиентов значительно выросла. Крупные банки активно продвигают свои продукты, не только кредитки и повышенный кешбэк, но и вклады. Так, возродилась одна из популярных уловок - "лестничное" начисление процентов по вкладу: упор в рекламе идет на самую высокую ставку, хотя она действует далеко не весь срок депозита.
Но в целом рынок рекламы банковских продуктов стал прозрачнее. С января банки, если показывают ставку, должны указывать и диапазон полной стоимости кредита. Это требование коснулось рекламы еще с 23 октября 2023 года, и на баннерах уже нет тех экстремально низких ставок. Но фокус сместился на другое - например, на размер скидки по кредиту.
В случае нарушения прав потребителя финансовых услуг гражданин имеет право обратиться в Банк России с жалобой на действия финансовой организации и обосновать свои требования в части несоответствия рекламного объявления нормам закона. "В итоге сделка может быть признана недействительной ввиду отсутствия у потребителя полной исчерпывающей информации об услуге или банковском продукте", - отмечает эксперт.
Источник: Российская газета: https://rg.ru/2024/09/18/vpisalis-v-shrift.html


19.09.2024

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие НИИИ/МР" от 31.10.2024 Все новости
Наши мероприятия
26.11.2024
26.11.2024 - "Первая работа. Путеводитель"
25.11.2024
25.11.2024 - "Как ключевая ставка Банка России позволяет управлять инфляцией"
22.11.2024
22.11.2024 - "Инфляция и рынок труда"
05.11.2024
05.11.2024 - "Розничные инвесторы и торговля на бирже"
22.10.2024
22.10.2024 - "Основы потребительского кредитования. Обзорная лекция" Все новости
Новости для банков
09.07.2024
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БАНКОВ
21.11.2024
НБКИ: количество выданных автокредитов в октябре снизилось более чем на треть
21.11.2024
ЦБ установил особенности валютного контроля по операциям с цифровыми правами
21.11.2024
ГД одобрила в I чтении расширение возможности удаленного открытия счетов
21.11.2024
Банк России получит право ограничивать выдачи рискованных ипотечных и автокредитов Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости