Росфинмониторинг предупредил банки о рисках обналичивания через маркетплейсы
Маркетплейсы используются в таких схемах для разрыва транзитных цепочек, считают в финразведке
Росфинмониторинг направил банкам предупреждение о рисках проведения сомнительных операций через площадки онлайн-торговли, пишут РБК со ссылкой на заявление представителя ведомства. По его словам, финансовая разведка стала фиксировать ситуации, когда маркетплейсы используются для транзакций в целях незаконного обналичивания денежных средств. "Маркетплейсы используются в таких схемах для разрыва транзитных цепочек", - отметил он.
Действительно, произошел рост числа случаев проведения сомнительных операций со стороны компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП), торгующих на маркетплейсах, подтвердил изданию собеседник в одном из крупных российских банков. Он отметил, что с конца августа такие клиенты стали чаще "окрашиваться" антиотмывочной системой Банка России "Знай своего клиента" (ЗСК).
"Росфинмониторинг обратил на них (сейлеров. - FM) пристальное внимание, поэтому их стали вносить в платформу ЗСК", - рассказал РБК собеседник из другого российского банка, отвечающий за работу с малым и средним бизнесом (МСБ). По его словам, сейчас "очень актуальна" тема сомнительных операций на маркетплейсах.
"Мы фиксируем отдельные, не имеющие системного характера случаи проведения подозрительных операций клиентами банков, якобы осуществляющими свою деятельность под видом продавцов товаров на маркетплейсах", - рассказали изданию в пресс-службе ЦБ. Такие операции можно считать одним из способов "обхода противолегализационных процедур банков" и системы ЗСК, отметили там.
В ВТБ подтвердили РБК, что получили рекомендации Росфинмониторинга и давно используют их. "Мы не наблюдаем роста доли "желтых" и "красных" клиентов на платформе ЗСК, их количество в банке ВТБ находится на устойчиво низком уровне", - отметили в банке.
Директор управления комплаенс Сбербанка Лариса Заломихина отметила, что сейчас не отмечают "значительного увеличения числа сейлеров, операции которых требовали бы изучения".
"Внимание к клиентам-сейлерам постепенно увеличивается, но пока абсолютно точно нет тенденций к кратному росту, речь идет о единичных случаях [нарушений]", - рассказал контролер изменений законодательства в банке "Точка" Анастасия Моисеева.
Руководитель продуктов в банке "Бланк" Елена Виноградова заявила, что "несмотря на повышение количества сейлеров", в кредитной организации "не зафиксировали роста доли "желтых" и "красных" клиентов в данном сегменте".
В "Озоне" не выявили роста подозрительной активности сейлеров. Не выявили аномалий и в Wildberries. В "Яндексе" не ответили на запрос РБК.
Платформа ЗСК начала работать с 1 июля 2022 года, к ней подключены все кредитные организации. В ежедневном режиме платформа анализирует транзакции клиентов банков (юридических лиц и ИП), присваивая им определенный уровень риска проведения операций. По аналогии со светофором, этот уровень риска делится на три группы: зелёный (для клиентов с низким уровнем риска), желтый (средний риск) и красный (высокий риск и ИП).
Банки используют данные "светофора" от ЦБ, но маркируют клиентов по степени риска в том числе в соответствии со своими внутренними антиотмывочными правилами. Чем выше уровень риска, тем строже контроль за проведением транзакций. Клиентам из красной зоны банки могут отказывать в проведении операций, расторгать договоры обслуживания или отказываться заключать их.
Источник: https://frankmedia.ru/178032
19.09.2024