Банки и МФО хотят обязать использовать "охлаждающие фразы" в рекламе
В рекламе кредитов и займов они должны будут использовать фразу - "Оценивайте свои финансовые возможности и риски", следует из предложения ФАС
ФАС совместно с Ассоциацией банков России (АБР) и Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) разработали поправки в закон "О рекламе", обязывающие все организации, которые предоставляют кредиты или займы, использовать в рекламе кредитов "охлаждающие фразы", чтобы побудить потенциальных клиентов оценивать свои финансовые возможности и риски, пишут "Ведомости" со ссылкой на представителей организаций.
Законопроект предлагает внести изменения в способ информирования потребителей о рисках кредитов и займов. Согласно предложенным поправкам, любая реклама финансовых продуктов должна содержать фразу: "Оценивайте свои финансовые возможности и риски". При размещении такой рекламы на ТВ или в кино и видеоматериалах, эта фраза должна быть показана не менее 5 секунд и занимать не менее 7% площади экрана, на радио - прозвучать не менее 5 секунд, а в других медиа-каналах - занимать не менее 7% рекламной площади.
При наличии условий, влияющих на показатель полной стоимости кредита (ПСК), рекламодатели смогут указывать ссылку на раздел интернет-ресурса, где содержится подробный перечень всех условий, а также вторую охлаждающую фразу - "изучите все условия кредита/займа". Это предупреждение при размещении рекламы на ТВ или при "кино- и видеообслуживани" должно занимать не менее 3 секунд и не менее 5% площади кадра, на радио проговариваться голосом не менее 3 секунд, в других каналах распространения - не менее 5% рекламной площади. Однако, если рекламодатель не сможет разместить в своем материале ссылку на раздел интернет-ресурса, он будет обязан интегрировать в него дисклеймер со всеми условиями, влияющими на ПСК, как он обязан это делать по нынешней редакции закона.
Диапазон ПСК в рекламе кредитов и займов, в которой упоминаются процентные ставки, по-прежнему нужно будет указывать вне зависимости от того, какой из двух вариантов подачи информации о своей услуге выбрал рекламодатель. Как отмечает председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, уточнения в части дисклеймеров необходимы, чтобы реклама не вводила граждан в заблуждение, а люди не принимали опрометчивые решения и не попадали в кредитную кабалу. Председатель комитета по экономической политике Максим Топилин подчеркнул, что законопроект могут внести в нижнюю палату парламента уже через одну-две недели.
Представитель ФАС счел, что действующая редакция закона "О рекламе" не позволяет финансовым организациям сделать рекламу услуг понятной для потребителя. Нынешние требования обязуют указывать в дисклеймерах слишком большой объем информации, поэтому рекламодатели используют мелкий шрифт, отмечет он: "Такая подача текста трудночитаема, в особенности из-за того, что дисклеймеры демонстрируются на экране в течение короткого времени".
По текущему законодательству, если в рекламе займа или кредит есть информация о процентных ставках, то в ней же необходимо указывать диапазон полной стоимости кредита: все затраты заемщика на обслуживание кредита, в том числе комиссии и расходы на страховку. Кроме того, шрифт, используемый для указания ПСК должен быть не меньше шрифта с информацией о ставке. К тому же, рекламодатель обязан перечислить весь перечень условий, которые могут влиять на сумму доходов или расходов потенциального заемщика в дисклеймере. Однако, к формату этой информации отдельные технические требования в законе не прописаны, заметил Войлуков: "В попытках уместить как можно больше текста рекламодатели уменьшали шрифт практически до нечитаемого".
Источник: https://frankmedia.ru/160295
02.04.2024