Календарь мероприятий


Банки оценили рост популярности Системы быстрых платежей ЦБ

   В четырех крупных банках доля переводов через созданную ЦБ Систему быстрых платежей в 2021 году стала преобладать над другими каналами. По данным Банка России, за год объем таких операций через СБП вырос почти в шесть раз
   Доля Системы быстрых платежей (СБП) в общем объеме межбанковских переводов физических лиц в 2021 году существенно выросла, рассказали РБК представители нескольких банков. В трех из них - ВТБ, Почта Банке и Промсвязьбанке - доля этого канала превысила 50% среди всех видов внешних переводов, у Райффайзенбанка стала крупнейшей среди других каналов, но составила 32%.
   В этом году через СБП уже было совершено более 0,8 млрд переводов на 4,7 трлн руб., сообщил РБК представитель ЦБ. Это в восемь раз превышает число операций за весь 2020 год и почти в шесть раз - их сумму (тогда было осуществлено 0,1 млрд переводов на 0,8 трлн руб.). "Граждане "распробовали" сервис, его удобство и выгоду и активно им пользуются. Только с начала года количество пользователей выросло в три раза и превысило 40 млн человек", - указал представитель Банка России.

Как работают переводы от ЦБ

   СБП была запущена Банком России и Национальной системой платежных карт (НСПК) в начале 2019 года. Она позволяет переводить деньги по номеру телефона между счетами разных банков без использования карты. При переводах до 100 тыс. руб. в месяц комиссия по ним не взимается, свыше этой суммы она составит 0,5%, но не более 1,5 тыс. руб. Участниками СБП являются 207 банков, участие кредитных организаций с универсальной лицензией в ней обязательно. По данным НСПК на 17 декабря 2021 года, пользователями СБП являются более 42 млн банковских клиентов.
   Кроме СБП граждане могут переводить деньги с помощью других сервисов, предоставляемых банками, - это переводы с карты на карту по ее номеру или по номеру телефона, а также переводы со счета на счет по реквизитам.

Как растет СБП

   В Почта Банке с января по ноябрь 2021 года доля переводов через СБП в общем объеме внешних переводов выросла с 48 до 72%. Доля переводов с карты на карту сократилась за этот же период более чем в два раза - с 44 до 20%. В целом объем переводов между физлицами через СБП в Почта Банке с начала года вырос в 3,5 раза, а их число увеличилось в 3,2 раза. Переводы с карты на карту за этот же период не показали рост, их объем сохранился на том же уровне.
   В ВТБ СБП обогнала платежи с карты на карту по числу переводов в марте 2021 года, а по объему - в октябре, рассказал начальник управления "Переводы" банка ВТБ Алексей Хранилов. По итогам октября 2021 года доля СБП от всех межбанковских переводов составила 51% по переведенному объему средств и 69% - по числу транзакций. В прошлом году эти показатели были на уровне 22 и 15% соответственно.
   Доля операций, совершаемых клиентами Промсвязьбанка через СБП, составляет 54%, на остальные типы переводов приходится 46% операций. "Тренд на преобладание переводов через СБП над другими каналами переводов наметился с мая 2021 года", - рассказал представитель банка. У Райффайзенбанка доля СБП в общем объеме переводов физлиц и запросов денег стала преобладать с апреля 2021 года, сообщил руководитель управления клиентского счастья банка Кирилл Матвеев. В ноябре 2021 года доля СБП в межбанковских переводах составила 32%, а доля переводов с карты на карту - 11% (в прошлом году - 14 и 17% соответственно). Остальное делят между собой переводы со счета на счет, "стягивание" денег с чужой карты (услуга, когда клиент сам вводит данные карты или счета, откуда ему надо зачислить деньги) и другие способы переводов.
   МКБ и "Русский стандарт" тоже отмечают рост популярности СБП среди клиентов, но доля переводов с карты на карту у них все еще преобладает над переводами через СБП: они занимают 40% у МКБ и 34% у "Русского стандарта" по количеству переводов, а по сумме - 25 и 28% соответственно. МКБ зафиксировал резкий рост использования Системы быстрых платежей в конце прошлого года, отметил представитель банка: "По сравнению с 11 месяцами прошлого года число операций, совершенных через СБП, увеличилось более чем в семь раз, а объем вырос более чем в пять раз". В 2021 году в общей массе всех переводов между физическими лицами доля СБП увеличилась с 9% на конец 2020 года до 34% на конец текущего, а по сумме - с 9 до 28% соответственно.
   Сбербанк, который является крупнейшим игроком на рынке денежных переводов, в основном за счет внутрибанковского сервиса по переводам по номеру телефона, отказался от комментариев. Другие крупные банки не ответили на запросы РБК.

Сколько еще будет расти СБП

   ЦБ рассчитывает, что в 2023 году доля переводов через СБП в структуре всех межбанковских переводов будет составлять 25% (по количеству). По состоянию на март она находилась на уровне 15%, более поздних данных Банк России не публиковал.
   Почта Банк ожидает, что в следующем году доля переводов через СБП у него превысит 80%. "Мы видим переток в переводы СБП доли клиентов, которые ранее пользовались банкоматами для внесения наличных или переводами по номеру карты или телефона", - говорит старший вице-президент, директор по инновациям Почта Банка Анастасия Масленникова.
   Свыше четверти россиян (26%) имеют более одной карты, и часто это карты разных банков. Раньше для переноса денег из одного банка в другой стандартным сценарием было использование банкоматов, сейчас эта активность ушла в СБП, подтверждает руководитель направления исследований центра "Сколково-РЭШ" Егор Кривошея.
   СБП смогла значительно усилить позиции в период пандемии, когда были отменены комиссии за большую часть переводов в ней, говорит руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора "Делойт" в СНГ Максим Налютин. Позиции СБП, по его словам, усилило и подключение к системе Сбербанка (обязанность была закреплена за банком законодательно). "Оказалось, что через СБП можно перевести деньги почти любому человеку в России и сделать это бесплатно и в течение нескольких секунд", - добавил Налютин.
   "Пока они [переводы] бесплатные, доля пользователей СБП растет. Если вдруг они станут платными, это может изменить сценарии поведения: клиент сегодня довольно избалован и не готов платить за дополнительный функционал", - заключает Кривошея.

Источник: РБК https://www.rbc.ru/finances/23/12/2021/61c1cdaa9a79477d55c64863

23.12.2021

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости для банков
04.07.2022
Минфин РФ предложил создать ассоциацию по защите прав розничных инвесторов
04.07.2022
В Минфине захотели пересмотреть все валютное законодательство РФ
04.07.2022
В Минцифры сообщили об увеличении числа претендентов на льготную IT-ипотеку
04.07.2022
Профессор из ФРГ назвал Европейский ЦБ главным виновником инфляции
04.07.2022
Фондовые рынки пережили худшее полугодие с 1970-х Все новости
Новости ББТ
28.06.2022
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 28.06.2022
28.06.2022
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 28.06.2022
28.06.2022
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 28.06.2022
28.06.2022
Обновление раздела ББТ "Операционное обслуживание в банке" от 28.06.2022
28.06.2022
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 28.06.2022 Все новости
Новости библиотеки
23.04.2019
Обновление Электронной Библиотеки Банка от 23.04.2019
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019 Все новости