Календарь мероприятий


Поспешный ввод: в СБП появилась возможность вернуть ошибочный платеж

   В системе быстрых платежей в августе появился аналог чарджбэка - механизма взаимодействия между банками, позволяющего вернуть ошибочный или мошеннический перевод. Об этом "Известиям" рассказали в ЦБ. В НСПК уточнили, что сервис эксплуатируют уже 130 банков. Среди них - ВТБ, ПСБ, МКБ, Райффайзенбанк и Росбанк, сообщили их представители, пояснив, что сервис позволяет возмещать средства за 15 дней. Однако пока в отличие от аналогичного механизма по карточным операциям (чарджбэка) возмещение будет осуществляться не в обязательном порядке, а по доброй воле финансовых организаций.

Ошибка исправима

   Диспутный механизм в системе быстрых платежей, запущенный в августе 2021 года, дает возможность банкам взаимодействовать между собой согласно стандартным процедурам урегулирования споров по операциям клиентов в СБП, заявили "Известиям" в ЦБ. Там добавили, что технология также позволит сократить сроки рассмотрения таких споров. Сейчас к опытно-промышленной эксплуатации сервиса подключились более 130 кредитных организаций, заявили в Национальной системе платежных карт (НСПК - клиринговый центр СБП). Среди них - ВТБ, ПСБ, МКБ, "Зенит", Райффайзенбанк, Росбанк, крымский РНКБ и СКБ-банк, сообщили их представители.
   - Новый механизм предоставляет банкам-участникам удобный канал коммуникации, в котором они могут напрямую адресовать запрос второму участнику совершенной в СБП операции и оперативно получить обратную связь для урегулирования возникшей спорной ситуации. Процесс выстраивается по аналогии с диспутной моделью платежной системы "Мир", что обеспечивает решение возможных спорных ситуаций в кратчайшие сроки, значительно оперативнее, чем в других платежных системах, к чему уже привыкли как банки-участники, так и держатели карт "Мир" и пользователи СБП, - пояснили в НСПК.
   В компании добавили, что количество спорных операций в СБП в настоящее время незначительно. Число участников и сервисов системы растет очень быстро, поэтому и потребовался механизм координации и процессов опротестования, подчеркнули в СКБ-банке.
   Основанием для запуска диспутного процесса могут быть обращения клиента-плательщика или клиента-получателя о проведении корректировки или отмены операции в СБП в связи с допущенной ошибкой (например, в сумме перевода или в реквизитах), пояснили в МКБ. В ВТБ добавили: благодаря новому механизму у граждан появилась возможность при обращении в банк получить необходимые документы по операции СБП, вернуть ошибочно поступивший на счет перевод и даже в ряде случаев исправить собственную ошибку, допущенную при перечислении суммы.
   Новый механизм позволяет банкам вести претензионную работу по операциям СБП в одном окне и решать спорную ситуацию с клиентом в четко регламентированные для всех участников процесса сроки, подчеркнули в Росбанке. Аналогичный механизм возврата есть и в платежных системах. Однако в СБП период разбирательства ограничивается 15 календарными днями, тогда как аналогичный промежуток у международных платежных систем - 30 дней, подчеркнули в кредитной организации.

По доброй воле

   Пока ответ на обращение банка, клиент которого предъявил претензию относительно перевода, необязательный, поэтому это только шаг в сторону полноценного диспутного процесса в СБП, считает руководитель группы по борьбе с мошенническими операциями и претензионной работе Райффайзенбанка Марина Кодрян.
   - При карточном чарджбэке отсутствие реакции на запрос значит принятие ответственности за неправомерность карточной операции со стороны эквайера и удержание средств в пользу клиента. А при новом претензионном механизме в СБП отсутствие реакции значит, что запрос отклонен и деньги не будут возвращены клиенту. Поэтому пока этот сервис нельзя считать полноценным аналогом карточного чарджбэка, - пояснила она.
   По словам Марины Кодрян, сейчас самое частое обращение на возврат через СБП в случае, когда клиент ошибся номером телефона и отправил деньги не тому получателю. Диспуты применяются регулярно, потому что это обычный операционный процесс, добавили в крымском РНКБ.
   Чарджбэк по картам достаточно часто используется в России: его популярность выросла благодаря тому, что в ряде банков использовать этот механизм стало очень удобно в мобильных приложениях, рассказала руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова. По ее ожиданиям, клиенты СБП также захотят использовать диспутный процесс по аналогии с карточным чарджбэком. Поэтому, если он не будет реализован так же удобно, как в международных платежных системах, то это будет минусом СБП.
   В последнее время наибольшее количество чарджбэк-операций связано с категориями туризма, путешествий и концертов, так как ковид-обстановка многим не позволяет получать услуги, на которые они рассчитывали, рассказала операционный директор сервиса "Фаст Ривер" Ксения Артемьева. Она отметила, что наличие диспутной опции в СБП поможет существенно популяризировать систему, открыв полноценную дорогу в мир торговли. По словам эксперта, низкие комиссии и мгновенные переводы по транзакциям уже интересуют бизнес, который активно подключает возможность оплаты по QR-кодам, а возможность чарджбэка сделает покупки через сервис ЦБ более безопасными и для потребителей.

Источник: Известия https://iz.ru/1210100/natalia-ilina/pospeshnyi-vvod-v-sbp-poiavilas-vozmozhnost-vernut-oshibochnyi-platezh

23.08.2021

Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
30.04.2025
Обновление раздела ББТ "Операции банка с ценными бумагами" от 30.04.2025
30.04.2025
Обновление раздела ББТ "Операционное обслуживание в банке" от 30.04.2025
30.04.2025
Обновление раздела ББТ "Валютный контроль" от 30.04.2025
30.04.2025
Обновление раздела ББТ "Организация банковской деятельности" от 30.04.2025
30.04.2025
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 30.04.2025 Все новости
Наши мероприятия
14.05.2025
Ян Кэмпбэлл (Чехия), встреча-онлайн - Современные проблемы финансов в России и за рубежом
06.05.2025
Бархота А.В., лекция-онлайн - "Проблематика ESG и устойчивое развитие: забвение или ренессанс"
30.04.2025
Шарушинская О.В., лекция-онлайн - "Антифрод (система противодействия мошенничеству) в банках и МФО"
18.04.2025
Итоги 25-го Интернет-Чемпионата по банковскому делу и финансам
18.04.2025
29.04.2025 - Семинар-онлайн "Всё об инвестициях в золото" Все новости
Новости для банков
06.06.2025
В Госдуме призвали охладить ажиотаж вокруг криптовалют
06.06.2025
Правительство выделит рекордную сумму на субсидирование семейной ипотеки в 2025 году
06.06.2025
Рост рынка ESG-облигаций замедлился в 2024 году
06.06.2025
80% заемщиков вернулись к стабильным платежам благодаря комплексному урегулированию кредитов
06.06.2025
Объем средств населения в банках прибавит 15-20% по итогам 2025 года Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости