Финансовые услуги для людей с инвалидностью: приоритеты и предложения Банка России
Рекомендации регулятора по созданию безбарьерной финансовой среды, несмотря на пандемию и связанные с ней ограничения, в 2020 году выполнили 65% кредитных организаций (на 7 процентных пунктов больше, чем по итогам 2019 года).
Эта доля возрастает до 86%, если не учитывать выполнение рекомендаций по техническому оснащению офисов и устройств самообслуживания. Однако именно такие задачи сегодня становятся приоритетными, поэтому на них стоит обратить особое внимание, подчеркнул первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов на заседании рабочей группы при Банке России по повышению финансовой доступности для людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных групп населения.
"Уже сегодня многие банки объявили, что будут придерживаться принципа устойчивого развития ООН, где социальный фактор выделяется в особую группу наравне с экологическим фактором и фактором корпоративного управления. Это осознанная политика крупнейших банков по отношению к своим клиентам. Очень хорошо, что банки это понимают, и я благодарю их за это", - отметил Сергей Швецов.
Исследование доступной среды в российских банках, проведенное НАФИ по заказу Банка России, подтвердило, что в целом люди с инвалидностью удовлетворены обслуживанием как в офисах, так и по дистанционным каналам (81%). В то же время существует ряд сложностей, с которыми сталкиваются инвалиды по зрению (наиболее уязвимая группа), особенно при пользовании дистанционными сервисами. Исследователи отметили проблемы нехватки консультантов в банковских офисах и недоступности информации о тех или иных специальных услугах для людей с инвалидностью.
На заседании обсуждались предложения по повышению безопасности для людей с инвалидностью и пожилых граждан при использовании дистанционных финансовых сервисов, разработанные Банком России совместно с участниками рынка и экспертами. Таким клиентам может быть предоставлено право ограничить определенными лимитами объем и количество дистанционных операций, назначить помощника для дополнительного контроля за этими операциями, составить закрытый перечень лиц, в адрес которых возможен дистанционный перевод денег.
Среди приоритетных планов дальнейшей работы группы - комплекс мероприятий по повышению доступности финансовых услуг для людей с ментальными нарушениями. По данным мониторинга, 52% кредитных организаций внедряют специальные услуги для улучшения качества обслуживания таких клиентов, еще 21% планируют это сделать в ближайшее время. При этом важнейшей остается задача финансового просвещения этой категории граждан, а также перевод основных информационных документов и договоров в простой и легкий для восприятия формат. По заказу Банка России сейчас продолжается работа над глоссарием финансовых терминов, который поможет достижению этой цели.
Банк России совместно с Общественной палатой проведут в 2021 году широкое обсуждение вопросов финансовой доступности для людей с инвалидностью, по его итогам будут подготовлены новые рекомендации участникам финансового рынка и их объединениям.
Источник: Банк России https://cbr.ru/press/event/?id=10885
28.05.2021