Автокредиты ускоряют выдачу: банки потребительского сегмента осваивают новую нишу
За девять месяцев 2020 года рынок автокредитования вырос на 3%, до1 трлн руб. При этом наибольший рост портфелей показали не лидеры рынка, а сравнительно новые игроки в этом сегменте, основной специализацией которых первоначально являлось потребкредитование. Эти банки обладают технологиями для быстрого принятия решения, поэтому делают ставку на кредитование подержанных машин.
По данным консалтинговой компании Frank RG, на 1 октября 2020 года объем рынка автокредитования (портфель кредитов) составил 1 трлн руб., увеличившись на 3% с начала года. Росли и темпы выдачи автокредитов. Так, в январе 2020 года было выдано 52,2 тыс. ссуд на приобретение автомобилей, а в сентябре уже 72,8 тыс., приводят данные в БКИ "Эквифакс".
Портфели крупнейших игроков на рынке оставались практически неизменными, тогда как банки, недавно вышедшие в этот сегмент, показали стремительный рост, следует из материалов Frank RG. Так, лидер рынка, "автодочка" Сбербанка - "Сетелем" за девять месяцев увеличил портфель автокредитов лишь на 2%. А РГС-банк (11-е место на рынке автокредитования по данным Frank RG) и Русский народный банк (25-е место) с начала года увеличили портфели автокредитов на 75% (до 27,1 млрд руб.) и 40% (до 4,2 млрд руб.) соответственно. ОТП-банк, который запустил автокредитование в 2019 году (27-е место), за девять месяцев текущего года увеличил портфель автокредитов на 57%, до 3,3 млрд руб. При этом остальные направления кредитования в банке по итогам девяти месяцев не росли, свидетельствует его отчетность по международным стандартам. Так, выдача потребительских кредитов за девять месяцев сократилась на 13,5%, до 41,8 млрд руб., кредитных карт - на 5%, до 24,3 млрд руб.
Примечательно, что опережающий рост в автокредитовании показывают игроки, традиционно ориентирующиеся на необеспеченные потребкредиты. Выход на рынок автокредитования - это часть стратегии банка по диверсификации, говорит зампред правления ОТП-банка Александр Васильев. По его словам, закрепиться в этом сегменте банку помог опыт в POS-кредитовании (кредиты на покупку товаров в торговых сетях). Продукты автокредитования хорошо сочетаются с подходом дистанционного обслуживания, на котором специализируется "Тинькофф" (13-е место в рейтинге: рост на 15% за три квартала), поясняет руководитель направления автокредитования "Тинькофф" Кирилл Григорьев. "Технологичность и быстрые бизнес-процессы позволяют конкурировать именно на рынке кредитования автомобилей с пробегом, где необходимо быстро принимать решение, чтобы клиент оформлялся в течение нескольких десятков минут после обращения, так как машина уже имеется в наличии у автодилера",- рассказывает господин Григорьев. Ставку на сегмент кредитования машин с пробегом сделали и в РГС-банке. По словам члена правления РГС-банка Марины Дембицкой, на сегмент автомобилей с пробегом приходится четверть всех продаж автокредитов, и эта доля постоянно растет. "В сегмент кредитования покупок машин с пробегом банкам, специализирующимся на потребкредитах, выходить проще, так как по технологии он похож на POS- кредитование: большое количество партнеров и быстрый скоринг",- уверен гендиректор Frank RG Юрий Грибанов.
В условиях кризиса потребительские банки стараются переориентироваться на менее рискованные сегменты, отмечают эксперты. На текущий момент просроченная задолженность в автокредитовании не превышает 65 млрд руб., это 7,4% портфеля, против 12% в потребительском кредитовании, приводит данные гендиректор финансового маркетплейса "Юником24" Юрий Кудряков.
Источник: КоммерсантЪ: https://www.kommersant.ru/doc/4573988
16.11.2020