Крупные финансовые организации обучают своих клиентов пользоваться приложением Сбербанка.
Так, в ВТБ, ПСБ, "Зените" и "Дом.РФ" запустили просветительскую кампанию по подключению переводов через систему быстрых платежей ЦБ в Сбербанк онлайн, рассказали "Известиям" представители этих организаций. Крупнейший на рынке игрок присоединился к сервису регулятора три месяца назад - после продолжительных споров с Центробанком, - но в итоге спрятал подключение этой функции и меню перечислений в недрах своего приложения. Впрочем, хотя Сбер и затруднил доступ к СБП, его присоединение к системе существенно повысило объем переводов через нее.
ВТБ разработал специальную инструкцию о том, как в мобильном приложении "Сбербанк Онлайн" поставить согласие на участие в системе быстрых платежей, которой всегда готов поделиться с клиентами, рассказал "Известиям" представитель второй по размеру кредитной организации. Инструкция предоставляется, например, когда клиент выбирает в приложении ВТБ перевод по номеру телефона в Сбербанк, но у получателя средств не включена возможность принимать деньги через сервис ЦБ.
- Благодаря разъяснительной работе, количество успешных переводов через СБП между ВТБ и Сбером увеличилось с 8% в начале июня до 61% в августе, оценили в ВТБ.
- В Промсвязьбанке "Известиям" сообщили, что дают разъяснения клиентам о необходимом согласии со стороны пользователя приложения Сбера.
- Консультацию клиентов, а также размещение информации в мессенджерах и социальных сетях о необходимых действиях для подключения переводов в мобильном приложении Сбербанка также делает "Зенит". Аналогичную кампанию по обучению клиентов проводит и "Дом.РФ".
Чтобы снизить количество жалоб, Абсолют Банк планирует выпуск дополнительных обучающих материалов для клиентов. Они появятся на сайте и в мобильном приложении кредитной организации. Сам Сбербанк недостаточно популяризирует СБП среди своих клиентов, - заявил "Известиям" директор департамента розничных продуктов банка Виталий Костюкевич.
В Сбербанке не ответили на запрос "Известий" об информировании клиентов насчет подключения СБП.
В Национальной системе платежных карт (НСПК), которая выступает клиринговым центром СБП, "Известиям" сообщили, что доступ к сервисам предоставляется клиентам через привычные каналы дистанционного банковского обслуживания: мобильное приложение и интернет-банк. При этом их расположение в конкретной кредитной организации зависит от настроек приложения, подчеркнули в НСПК.
СПРАВКА СБП была запущена Центробанком в качестве альтернативы сервиса переводов по номеру телефона внутри Сбера. Появление конкурента руководство крупнейшей организации восприняло крайне негативно. Сбер обязан был подключится к СБП еще 1 октября 2019-го, но не выполнил предписание регулятора. Госбанк и в дальнейшем саботировал требование ЦБ, перечисляя ему мизерные по меркам Сбера штрафы за просрочку в присоединении. Но регулятор всё же продавил Сбер - 1 апреля он подключил СБП, хотя для клиентов сервис стал доступен 28 мая.
Однако реально воспользоваться услугой клиентам госбанка крайне непросто. Во-первых, в приложении нужно дать свое согласие на входящие и исходящие платежи через СБП. Путь до необходимых настроек в "Сбербанк Онлайн" запутан: с главной страницы необходимо пройти четыре меню ("Профиль" - "Настройки" - "Соглашения" - "Подключение" СБП). Сам сервис располагается лишь 15-м пунктом меню на странице "Платежи и переводы".
За весь май 2020-го россияне провели в СБП 2,2 млн операций на 20,2 млрд рублей. При этом за неполный август (с 1-го по 26-е число) через систему прошло 8,2 млн операций на сумму в 62,2 млрд, поделились с "Известиями" статистикой в ЦБ. В июне и июле в СБП обработано 4,3 млн и 7,4 млн операций соответственно.
- Стабильное увеличение количества и объема операций связано с ростом популярности СБП среди клиентов, а также с присоединением новых игроков. Сейчас к системе подключено 100 банков, - заявили в регуляторе.
В крупнейших финансовых организациях отметили стремительный рост перечислений через СБП в последние месяцы. В "Тинькофф" объем исходящих и входящих переводов в августе по сравнению с маем 2020 года увеличился в три и в полтора раза соответственно, а в Почта Банке - в два и в три раза. Количество перечислений за тот же период выросло в СКБ-банке в пять раз, в Абсолют Банке - в 2,8 раза, в МКБ и в Промсвязьбанке - вдвое, в УБРиР - вчетверо, в "Дом.РФ" и Газпромбанке - в три раза, сообщили "Известиям" в этих кредитных организациях.
Средняя сумма одной операции в СБП снижается. В мае она была порядка 20 тыс. рублей, а в августе уже составляет около 15 тыс. рублей. Это подтверждает всё более массовое и повседневное использование системы россиянами, - отметил директор розничных продуктов банка "Дом.РФ" Евгений Шитиков.
Ускорение прироста наблюдается с июня, что связано с подключением Сбербанка к системе, оценили в Газпромбанке. Также среди причин в кредитной организации перечислили снятие коронавирусных ограничений и повышение узнаваемости СБП среди клиентов.
На 1 июля доля переводов в СБП с участием Сбербанка составляла не более 21%, писали "Известия". К концу августа количество перечислений в госбанк и из него с использованием сервиса ЦБ выросло до 42% в Абсолют Банке и до 52% в УБРиР. Доля Сбера в переводах через СБП составила 24% в МКБ, 30% - в "Дом.РФ" и 22,5% - в "Зените". "Тинькофф" оценил исходящие перечисления в Сбербанк в 62% от всего оборота в СБП, а входящие - в 22%.
Требуя дополнительного согласия на входящие переводы через СБП, Сбербанк лишает себя перечисляемых из других банков денег. Но таким образом он оставляет клиентов в парадигме собственной системы денежных операций, пояснил доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Домащенко. Остальные же игроки, по его словам, с помощью обучения клиентов Сбера повышают конкуренцию на рынке.
Сбер сейчас снимает сливки в ситуации общей неразберихи. В России появилась СБП, отменен банковский роуминг. После того как летом банк снизил порог бесплатных переводов до 50 тыс. рублей, многие клиенты заплатили комиссию, поскольку ожидали, что проводят операцию через СБП. В этой системе бесплатный лимит - 100 тыс. рублей. Это позволило Сберу получить рекордные комиссионные доходы во II квартале, - констатировал Денис Домащенко.
Он добавил, что разобраться с СБП в Сбере - в интересах небольших торговых точек и ИП, которые зачастую принимают оплату через "Сбербанк Онлайн". Так они получат новых клиентов из других кредитных организаций.
Источник: Известия: https://iz.ru/1053511/natalia-ilina/urok-ekonomii-banki-uchat-klientov-iskat-sbp-v-prilozhenii-sbera
28.08.2020