Календарь мероприятий


Эксперты включили четверть россиян в группу риска при хищениях с карт

27% владельцев банковских карт готовы раскрыть посторонним трехзначный код безопасности и срок действия карты, показал опрос НАФИ. Выманивание подобной информации является наиболее частым способом мошенничества.
Каждый четвертый держатель банковских карт в России (27% респондентов) находится в группе риска и может стать жертвой мошенников, так как готов сообщить посторонним персональные данные банковских карт, которые нельзя раскрывать (срок действия и CVV-код). Об этом говорится в исследовании аналитического центра НАФИ.
С попытками мошенничества в том или ином виде столкнулось чуть меньше трети владельцев карт.
Всероссийский опрос проводился в июле 2020 года. В нем участвовали 1,6 тыс. человек старше 18 лет, проживающих в 136 населенных пунктах в 50 регионах. Выборка построена на официальной статистике Росстата, она репрезентативна по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Насколько уязвимы держатели карт
Согласно опросу, 31% имеющих банковские карты респондентов сталкивались с мошенничеством:

  • у 14% злоумышленники пытались по телефону узнать данные с помощью социальной инженерии;
  • 13% неизвестные просили перевести деньги якобы для помощи знакомым, оформления выигрыша и т.д.;
  • 8% получали сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки;
  • 6% получали сообщения о подтверждении или отмене операций по карте, которые они не совершали;
  • у 2% данные с карты посторонние узнали неизвестным им путем.

В результате жертвами мошенников стали 4% респондентов, остальные не понесли финансовых потерь.
Чаще других атакам подвергались жители Москвы и Санкт-Петербурга (37% против 31% в среднем по стране), россияне в возрасте от 25 до 34 лет (35%), люди, занимающие руководящие посты (41%). Реже о попытках мошенничества сообщали люди старшего возраста (26%).
Только 10% россиян знают, какие данные можно сообщить сотруднику банка: номер карты, имя и фамилию держателя.
63% опрошенных не готовы передавать никакие данные с карт по телефону, 27% россиян могут сообщить сотрудникам банка срок действия карты, трехзначный код безопасности с обратной стороны и код из СМС-сообщения, которые раскрывать нельзя.
Наиболее осведомленными в вопросе оказались молодые люди в возрасте 18-24 лет - 16% знают, какие данные можно сообщить, а какие нет (в среднем по возрастным группам - 10%). Но люди этого же возраста оказались и самыми доверчивыми: 34% могут сообщить конфиденциальные данные против 27% в среднем. Люди старше 60 лет чаще других считают, что никакие данные передавать нельзя: среди представителей этой группы таких 72%, а в среднем - 63%.
"Довольно большая доля россиян - держателей карт, которые находятся в группе риска и готовы сообщить конфиденциальные данные своих карт, свидетельствует о недостаточном уровне просветительской работы, которая ведется банками, выпускающими карты. То, какие данные карты можно передавать, например, для денежного перевода, а какие нет, неочевидно: банки редко сопровождают вновь выданные карты памятками с деталями", - считает директор по исследованиям аналитического центра НАФИ Алексей Комиссаров.
По данным ЦБ, в 2019 году банки вернули клиентам лишь 15% украденных у тех средств (935 млн руб.).РБК опросил крупнейшие банки. Представители МКБ, МТС Банка, ПСБ, "Дом.РФ", Росбанка, Райффайзенбанка, "Ренессанс Кредита" и Почта Банка, ответившие на запросы, сообщили, что регулярно информируют своих клиентов о безопасном использовании банковских карт и применяют иные методы борьбы с мошенниками, например системы фрод-мониторинга, которые отслеживают и останавливают подозрительные транзакции.
Что говорят в банках
Оценка доли уязвимых держателей карт (27%) реалистична, считает директор департамента информационной безопасности Московского кредитного банка Вячеслав Касимов. "Пандемия дала толчок к увеличению доли онлайн-платежей, соответственно, и к росту киберпреступности", - отметил он. По мнению аналитика банка "Хоум Кредит" Станислава Дужинского, число людей, которые могут стать жертвой мошенников, оценить довольно непросто, так как один человек может в разное время распознать мошеннический звонок или попасться на уловку.
В МТС Банке считают, что фактически этот показатель может быть выше, поскольку выводы сформированы только на основании ответов респондентов.
По мнению Росбанка, потенциальными жертвами могут быть более 50% держателей карт.
"Согласно официальной отчетности ФинЦЕРТ Банка России, в 2019 году 68,7% мошенничества на территории России произошло в результате социальной инженерии (в 2019 года банки провели 576,5 тыс. мошеннических транзакций на 6,42 млрд руб. - РБК). В 2020 году список схем мошеннических звонков клиентам российских банков с применением социальной инженерии значительно расширился на фоне пандемии. Например, выплаты материальной помощи или пособий, возврат средств за авиабилеты, проведение теста на COVID-19, оказание помощи в оформлении пропусков для передвижения в зонах карантина, оплата штрафа за нарушение самоизоляции или поездку без пропуска и т.д.", - сообщил представитель МТС Банка.
Доля потенциально уязвимых клиентов от банка к банку сильно различается, считает директор службы информационной безопасности ПСБ Дмитрий Миклухо: "Это зависит как от возрастной структуры клиентской базы (люди пожилого возраста менее информированы и более доверчивы), так и от работы банка по информированию и повышению финансовой грамотности своих клиентов". Он добавил, что у Промсвязьбанка доля таких клиентов ниже, но в апреле количество обращений клиентов, столкнувшихся со звонками мошенников, увеличилось примерно на 40%.
Почта Банк ежедневно фиксирует попытки атак с помощью социальной инженерии, при этом самыми уязвимыми категориями клиентов являются люди старшего возраста и подростки, указывает вице-президент, директор по безопасности Почта Банка Станислав Павлунин. Порой люди так подпадают под воздействие мошенников, что разубедить их бывает очень сложно даже сотруднику банка, отмечает он. ВТБ, который, как и другие банки, сообщил, что регулярно напоминает клиентам о необходимости соблюдения основных правил безопасности, отмечает значительный рост их уровня финансовой грамотности за последние годы.
Источник: РБК: https://www.rbc.ru/finances/13/07/2020/5f08725d9a7947a47c93f60f

 

13.07.2020

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 26.12.2024 Все новости
Наши мероприятия
26.11.2024
26.11.2024 - "Первая работа. Путеводитель"
25.11.2024
25.11.2024 - "Как ключевая ставка Банка России позволяет управлять инфляцией"
22.11.2024
22.11.2024 - "Инфляция и рынок труда"
05.11.2024
05.11.2024 - "Розничные инвесторы и торговля на бирже"
22.10.2024
22.10.2024 - "Основы потребительского кредитования. Обзорная лекция" Все новости
Новости для банков
09.07.2024
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БАНКОВ
28.12.2024
Т-банк планирует открыть два филиала в Китае
28.12.2024
Расширен список банков для выплат военнослужащим
28.12.2024
Стоимость дропперских карт на черном рынке выросла за 2024 год почти в шесть раз
28.12.2024
АКРА: ужесточение потребкредитования приведет к поиску других каналов для займа Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости