Календарь мероприятий


Лояльность россиян к банкам оказалась на пятилетнем минимуме

Больше трети граждан не хотят рекомендовать родственникам или знакомым банк, в котором обслуживаются сами, выяснили в НАФИ. Индекс лояльности клиентов за прошлый год сократился почти в три раза
Больше трети россиян (34%) не удовлетворены своим основным банком и, возможно, ищут ему замену, следует из опроса аналитического центра НАФИ. Граждан не устраивает качество услуг, и они не хотят рекомендовать "родную" кредитную организацию друзьям и знакомым.
Доля таких клиентов растет пять лет подряд, что влияет на общий уровень лояльности граждан к банкам: так называемый индекс NPS (Net Promoter Score; готовность рекомендовать банк) в 2020 году упал до пяти пунктов.
Это почти втрое меньше результатов прошлого года. Уровень лояльности оказался самым низким как минимум с 2016 года - именно с этого момента НАФИ публикует статистику.
Как измеряется лояльность россиян к банкам
НАФИ ежегодно проводит всероссийский опрос об отношении клиентов к кредитным организациям. Респондентов спрашивают, насколько они готовы рекомендовать свой банк друзьям и знакомым, и предлагают выбрать вариант от нуля до десяти, где ноль означает "точно не порекомендую", а десять - "обязательно порекомендую". Участник опроса сам называет, какую организацию для себя он считает основной.
Затем респондентов распределяют на три группы в зависимости от их отношения к "родному" банку: на довольных клиентов, которые готовы рекомендовать свой банк знакомым ("сторонники"), пассивных, которые удовлетворены качеством услуг, но не хотят рекомендовать кредитную организацию кому-то еще, и критически настроенных, которые не только не хвалят свой банк, но и, возможно, ищут ему альтернативу. Коэффициент лояльности, или NPS, - разница между долями довольных клиентов и критиков (в процентных пунктах).
Последний опрос НАФИ проводил в декабре 2019 года. В нем участвовали 1600 человек старше 18 лет из 150 населенных пунктов в 52 регионах России. Статистическая погрешность опроса не превышает 3,4%, отмечается в исследовании.
По данными НАФИ, за 2019 год доля "сторонников" кредитных организаций практически не изменилась - она выросла с 38 до 39%. Падение уровня лояльности произошло из-за перехода клиентов из нейтральных в категорию критически настроенных. Доля граждан, которые в целом хорошо относятся к "родному" банку, упала на 11 п.п., до 27%. При этом доля критиков выросла на 10 п.п.
Почему растет недовольство клиентов
Россияне стали более разборчивыми и им перестала нравиться рекламная активность банков, говорит заместитель гендиректора НАФИ Тимур Аймалетдинов. "С одной стороны, растет грамотность потребителя: все больше и чаще люди читают о банках и их продуктах в интернете, сравнивают условия и тарифы на банковских порталах, обмениваются отзывами. Накапливается и опыт личного сотрудничества с разными банками. Все это позволяет человеку более объективно и критически оценивать банки и их предложения, легко "переключаться" между ними", - поясняет эксперт. Кроме того, банки, чтобы увеличить прибыль, стараются активнее продавать свои услуги, "что не всегда нравится клиентам".
Негативное отношение клиентов к банкам может быть ответной реакцией на растущую разницу между "премиальным" и обычным обслуживанием, считает руководитель рейтинговой службы Национального рейтингового агентства (НРА) Сергей Гришунин: "Обычным клиентам предлагается "массовый" продукт без особых отличительных черт. Отсюда растущая нелояльность обычных клиентов к своим банкам и лояльность премиальных клиентов к своим".
Работа с жалобами граждан подтверждает снижение уровня доверия к кредитным организациям, говорит руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева. По ее словам, россияне стали чаще жаловаться на навязывание дополнительных услуг в банках и процедуры взыскания. "Снижение уровня дохода заемщиков создает дополнительные сложности с обслуживанием кредитных обязательств и, соответственно, провоцирует дополнительную социальную напряженность. Поскольку банки выведены из-под действия 230-ФЗ (о защите прав должника при возврате просроченной задолженности. - РБК), службы взыскания некоторых банков позволяют себе некорректное отношение к заемщикам", - отмечает Лазарева.
При этом ЦБ фиксирует сокращение числа жалоб клиентов на банки в 2019 году. По его данным, с января по сентябрь регулятор получил 105,6 тыс. обращений от клиентов кредитных организаций, что на 1,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. 38,9% жалоб затрагивали вопросы потребительского кредитования.
Источник: РБК: https://www.rbc.ru/finances/13/02/2020/5e441dca9a7947d884c42ce5

 

13.02.2020

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
29.08.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 29.08.2024
29.08.2024
Обновление раздела ББТ "Валютный контроль" от 29.08.2024
29.08.2024
Обновление раздела ББТ "Операции банка с ценными бумагами" от 29.08.2024
29.08.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 29.08.2024
29.08.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 29.08.2024 Все новости
Наши мероприятия
25.09.2024 - Круглый стол-онлайн "И.Т. Посошков - первый российский ученый-экономист"
26.09.2024 - Круглый стол-конкурс "Разговор об И.Т.Посошкове"
15.10.2024 - "Обзор изменений банковского законодательства за III кв 2024 г."
08.10.2024 - "Макрофинансы: от макроэкономической теории к макрофинансовой эмпирике"
01.07.2024
10.07.2024 - "Обзор изменений банковского законодательства за II кв 2024 г." Все новости
Новости для банков
09.07.2024
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БАНКОВ
20.09.2024
Объем просрочки по кредитам в России превысил три триллиона рублей
20.09.2024
В Госдуму внесен законопроект по ограничении деятельности "раздолжнителей"
20.09.2024
Центробанк подготовил проект о комплексном урегулировании долгов по кредитам
19.09.2024
Вице-премьер Монголии предложил российским банкам открыть филиалы в стране Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости