Календарь мероприятий


Банкам стало тесно в привычном формате.

Почему выгодна трансформация в экосистему с маркетплейсами и аптеками
Банки все чаще разрастаются до экосистем, вслед за ними могут пойти маркетплейсы
Банкам стало тесно в привычном формате. Все чаще они трансформируются в экосистемы, включающие в себя не только финансовые сервисы, но и аптеки, маркетплейсы и даже онлайн-кинотеатры. Опрошенные "РГ" эксперты считают, что такие переходы выгодны и их количество будет только расти.
Это мировая тенденция. К 2025 году около 30% корпоративного дохода в мире будут генерировать цифровые бизнес-экосистемы, прогнозируют аналитики McKinsey. "Почему бизнесы идут в создание экосистем? Мотивы могут быть разные, но самый простой ответ таков: когда они видят ограничение по росту на своем основном традиционном рынке, возникает вопрос, как это ограничение обойти", - отметил доцент Школы управления СКОЛКОВО Владимир Коровкин.
Самыми известными примерами экосистем являются компании IТ-индустрии: во всем мире это Apple, в России - "Яндекс". Но и другие отрасли развивают такие форматы. Например, крупнейшие автопроизводители объединились в совместном проекте, который будет включать каршеринг, парковки, такси, зарядки для электромобилей.
"Банки и операторы связи строят свои системы вокруг финансовых услуг, например, Сбер, Тинькофф, ВТБ и Альфа-банк, МТС. Любой бизнес ориентирован на привлечение большего числа клиентов и увеличение продаж", - говорит доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мери Валишвили.
Чем больше сервисов доступно потребителю, тем чаще он взаимодействует с компанией, а значит, она может заработать больше прибыли
Когда у компании набирается 5-7 успешных сервисов, появляется необходимость в их интеграции, отмечает эксперт. Для клиента это означает бесшовную идентификацию и единую платформу, а для бизнеса - кратное увеличение продаж товаров и услуг.
В ближайшее время по этому пути могут пойти крупные маркетплейсы, полагает Валишвили. Так, Ozon и Wildberries уже давно перестали быть исключительно торговыми площадками, они объединяют в себе сервисы по покупке билетов и с недавних пор банковские продукты.
В мире именно маркетплейсы стали ядром крупнейших экосистем - это Amazon и Alibaba, говорит Роман Прохоров, председатель правления ассоциации "Финансовые инновации".
С экосистемами банки выходят за рамки привычного обслуживания. Сбер, например, включает в себя доставку продуктов и еды, каршеринг, медицину, развлечения и электронную коммерцию. Схожий подход у Т-Банка. В него входит и сотовый оператор, а также сервисы по покупке авиабилетов, бронированию жилья, билетов в театр и заказу продуктов.
Чем больше сервисов доступно потребителю, тем чаще он взаимодействует с компанией, а значит, она может извлечь больше прибыли, уточнил партнер-эксперт "Яков и Партнеры", директор Центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета Илья Иванинский.
Помимо этого широкий ассортимент и присутствие в нескольких отраслях увеличивают шанс на сохранение финансовой стабильности бизнеса при наступлении кризиса, добавил он.
Наконец, экосистемы - это модно. Например, операторы связи и маркетплейсы - МТС, "Яндекс" и Оzon - сейчас как раз развивают свои банки. Но тут есть свои нюансы.
"Причина создания экосистем именно банком полярно отличается от причины создания банка экосистемой: экосистемы создают банковские продукты, чтобы монетизировать существующую широкую клиентскую базу, в то время как банки с уже изначально высокомаржинальным продуктом стремятся увеличить количество клиентов", - обратил внимание Иванинский.
В банковской сфере очень высокая стоимость расширения клиентской базы, добавляет эксперт. Привлечение нового клиента, например, для оформления дебетовой карты, может стоить несколько тысяч рублей, в то время как в онлайн-торговле эта сумма меньше в разы. Стоит учитывать, что само взаимодействие человека с банком происходит нечасто.
"Если клиент не делает постоянные переводы или платежи через мобильное приложение, то количество осознанных обращений в банк невелико. То есть у банков очень мало точек взаимодействия с клиентом и как следствие - ограниченное количество возможностей продать свои продукты", - резюмировал Иванинский.
Развитие экосистем будет определяться в том числе подходами к регулированию. Банк России, по словам главы ассоциации "Финансовые инновации", не приветствовал появление на балансах кредитных организаций непрофильных активов, тем более приносящих на начальном этапе развития убытки.
В частности, глава Банка России Эльвира Набиуллина ранее говорила о рисках экосистем: "Банки инвестируют средства вкладчиков в новый бизнес, в свою экспансию. Отдачи от этих бизнесов могут быть и меньше, и позднее, чем ожидает банк, который находится в центре экосистемы. И мы должны защищать интересы вкладчиков, инвесторов. Все-таки человек вправе рассчитывать, что если он привнес деньги в банк, то не его проблема, насколько будет прибылен онлайн-кинотеатр или даже сеть онлайн-кинотеатров, которой банк владеет".
Но все же экосистемы - магистральный путь развития экономики, говорит Прохоров. Миновать его не удастся: необходимо максимально использовать преимущества и застраховать риски для клиентов. Банки за пределами первой десятки вряд ли смогут создавать собственные полноценные экосистемы. "Для них вопросом выживания будет организация взаимодействия с экосистемами, в том числе небанковскими, для встраивания предложения услуг", - прогнозирует эксперт.
Источник: Российская газета: https://rg.ru/2024/09/29/delo-nazhivnoe.html



30.09.2024

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие НИИИ/МР" от 31.10.2024 Все новости
Наши мероприятия
26.11.2024
26.11.2024 - "Первая работа. Путеводитель"
25.11.2024
25.11.2024 - "Как ключевая ставка Банка России позволяет управлять инфляцией"
22.11.2024
22.11.2024 - "Инфляция и рынок труда"
05.11.2024
05.11.2024 - "Розничные инвесторы и торговля на бирже"
22.10.2024
22.10.2024 - "Основы потребительского кредитования. Обзорная лекция" Все новости
Новости для банков
09.07.2024
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БАНКОВ
04.12.2024
Сингапурский DBS расширяет команду частных банкиров для работы с клиентами из РФ
04.12.2024
Топ-3 актуальных схем инвестиционного мошенничества
04.12.2024
ЦБ выступил против идеи управлять инфляцией через стабилизацию курса путем интервенций
03.12.2024
Минстрой намерен вернуться к обсуждению с ЦБ стандарта ипотечного кредитования Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости