Банки продолжают "креативную" рекламу из-за низких штрафов
Банки продолжают креативно подходить к рекламе своих продуктов, показывая высокие ставки по вкладам, большой кешбэк и превосходство кредитки. Подробные условия, как и источник экспертного мнения, скрываются зачастую за мелким шрифтом. Одна из причин может быть в штрафах. Они слишком малы для крупных банков.
На рекламных баннерах больше невозможно увидеть экстремально низких ставок по кредитам.
В сентябре Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила три дела против крупнейших банков. Как рассказали "РГ" в пресс-службе, в ведомство поступили жалобы граждан на рекламу Сбербанка, ВТБ и Совкомбанка. Первые два утверждали, что их кредитки "лучшие". И во втором случае обещали даже 20 тыс. руб. бонусами за покупки. "Объективные критерии сравнения не были указаны, а сведения о существенных условиях получения бонусов были размещены в поясняющей сноске трудным для восприятия шрифтом", - отмечали в ФАС.
Там напомнили, что при сравнении, которое указывает на превосходство товара в рекламе, должны быть объективные критерии. Объяснение, почему продукт лучший, зачастую скрывается за мелким шрифтом, который сложно понять. На радио ситуация схожая, с ускоренным голосом в рекламе. Вникнуть в условия акции, продукта трудно, особенно за рулем. По закону, если часть существенной информации о рекламируемом продукте - об условиях его покупки или использования - отсутствует, и при этом искажается смысл, то такая реклама не допускается.
Конкуренцию и "креатив" в рекламе заметно подстегнула фактическая отмена комиссий за переводы на свои счета в разных банках
"Трудный для восприятия текст в рекламном объявлении, в том числе напечатанный мелким и трудно читаемым шрифтом, попадает под действие данной нормы закона, поскольку потребители финансовых услуг не могут получить полную и исчерпывающую информацию обо всех условиях по вкладу, кредиту и другим услугам", - говорит Мери Валишвили, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова.
По мнению ФАС, действия банков дают необоснованные преимущества перед конкурентами и нарушают закон. В случае с бонусами это может ввести потребителей в заблуждение относительно стоимости финансовой услуги. Если нарушение подтвердится, банкам грозят штрафы, говорят в ФАС. Но стоит полагать, что для крупных игроков они слишком малы, с учетом чистой прибыли в десятки и сотни миллиардов. Поэтому назвать себя "лучшим" большой банк рискнуть может.
Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина говорила о необходимости повышать штрафы за нарушение прав потребителей финансовых услуг (в данном случае речь шла о мисселинге, когда продают один товар вместо другого. - "Российская газета"), чтобы нарушать было экономически невыгодно.
"Сейчас во многих случаях это не так, особенно, например, если банк крупный и для него миллион рублей - это копеечный штраф, не материальный штраф. Миллионы нарушений мы выявляли - и всего миллион рублей штраф", - отмечала весной глава ЦБ. И тогда добавила: за обман потребителя, нечестное обогащение штраф нужно повысить вплоть до 1% от капитала, если нарушение банк не устраняет.
В ЦБ подтверждают, что с появлением новых лимитов для переводов самому себе в другой банк по Системе быстрых платежей конкуренция за клиентов значительно выросла. Крупные банки активно продвигают свои продукты, не только кредитки и повышенный кешбэк, но и вклады. Так, возродилась одна из популярных уловок - "лестничное" начисление процентов по вкладу: упор в рекламе идет на самую высокую ставку, хотя она действует далеко не весь срок депозита.
Но в целом рынок рекламы банковских продуктов стал прозрачнее. С января банки, если показывают ставку, должны указывать и диапазон полной стоимости кредита. Это требование коснулось рекламы еще с 23 октября 2023 года, и на баннерах уже нет тех экстремально низких ставок. Но фокус сместился на другое - например, на размер скидки по кредиту.
В случае нарушения прав потребителя финансовых услуг гражданин имеет право обратиться в Банк России с жалобой на действия финансовой организации и обосновать свои требования в части несоответствия рекламного объявления нормам закона. "В итоге сделка может быть признана недействительной ввиду отсутствия у потребителя полной исчерпывающей информации об услуге или банковском продукте", - отмечает эксперт.
Источник: Российская газета: https://rg.ru/2024/09/18/vpisalis-v-shrift.html
19.09.2024