Календарь мероприятий


Банки оценили рост популярности Системы быстрых платежей ЦБ

   В четырех крупных банках доля переводов через созданную ЦБ Систему быстрых платежей в 2021 году стала преобладать над другими каналами. По данным Банка России, за год объем таких операций через СБП вырос почти в шесть раз
   Доля Системы быстрых платежей (СБП) в общем объеме межбанковских переводов физических лиц в 2021 году существенно выросла, рассказали РБК представители нескольких банков. В трех из них - ВТБ, Почта Банке и Промсвязьбанке - доля этого канала превысила 50% среди всех видов внешних переводов, у Райффайзенбанка стала крупнейшей среди других каналов, но составила 32%.
   В этом году через СБП уже было совершено более 0,8 млрд переводов на 4,7 трлн руб., сообщил РБК представитель ЦБ. Это в восемь раз превышает число операций за весь 2020 год и почти в шесть раз - их сумму (тогда было осуществлено 0,1 млрд переводов на 0,8 трлн руб.). "Граждане "распробовали" сервис, его удобство и выгоду и активно им пользуются. Только с начала года количество пользователей выросло в три раза и превысило 40 млн человек", - указал представитель Банка России.

Как работают переводы от ЦБ

   СБП была запущена Банком России и Национальной системой платежных карт (НСПК) в начале 2019 года. Она позволяет переводить деньги по номеру телефона между счетами разных банков без использования карты. При переводах до 100 тыс. руб. в месяц комиссия по ним не взимается, свыше этой суммы она составит 0,5%, но не более 1,5 тыс. руб. Участниками СБП являются 207 банков, участие кредитных организаций с универсальной лицензией в ней обязательно. По данным НСПК на 17 декабря 2021 года, пользователями СБП являются более 42 млн банковских клиентов.
   Кроме СБП граждане могут переводить деньги с помощью других сервисов, предоставляемых банками, - это переводы с карты на карту по ее номеру или по номеру телефона, а также переводы со счета на счет по реквизитам.

Как растет СБП

   В Почта Банке с января по ноябрь 2021 года доля переводов через СБП в общем объеме внешних переводов выросла с 48 до 72%. Доля переводов с карты на карту сократилась за этот же период более чем в два раза - с 44 до 20%. В целом объем переводов между физлицами через СБП в Почта Банке с начала года вырос в 3,5 раза, а их число увеличилось в 3,2 раза. Переводы с карты на карту за этот же период не показали рост, их объем сохранился на том же уровне.
   В ВТБ СБП обогнала платежи с карты на карту по числу переводов в марте 2021 года, а по объему - в октябре, рассказал начальник управления "Переводы" банка ВТБ Алексей Хранилов. По итогам октября 2021 года доля СБП от всех межбанковских переводов составила 51% по переведенному объему средств и 69% - по числу транзакций. В прошлом году эти показатели были на уровне 22 и 15% соответственно.
   Доля операций, совершаемых клиентами Промсвязьбанка через СБП, составляет 54%, на остальные типы переводов приходится 46% операций. "Тренд на преобладание переводов через СБП над другими каналами переводов наметился с мая 2021 года", - рассказал представитель банка. У Райффайзенбанка доля СБП в общем объеме переводов физлиц и запросов денег стала преобладать с апреля 2021 года, сообщил руководитель управления клиентского счастья банка Кирилл Матвеев. В ноябре 2021 года доля СБП в межбанковских переводах составила 32%, а доля переводов с карты на карту - 11% (в прошлом году - 14 и 17% соответственно). Остальное делят между собой переводы со счета на счет, "стягивание" денег с чужой карты (услуга, когда клиент сам вводит данные карты или счета, откуда ему надо зачислить деньги) и другие способы переводов.
   МКБ и "Русский стандарт" тоже отмечают рост популярности СБП среди клиентов, но доля переводов с карты на карту у них все еще преобладает над переводами через СБП: они занимают 40% у МКБ и 34% у "Русского стандарта" по количеству переводов, а по сумме - 25 и 28% соответственно. МКБ зафиксировал резкий рост использования Системы быстрых платежей в конце прошлого года, отметил представитель банка: "По сравнению с 11 месяцами прошлого года число операций, совершенных через СБП, увеличилось более чем в семь раз, а объем вырос более чем в пять раз". В 2021 году в общей массе всех переводов между физическими лицами доля СБП увеличилась с 9% на конец 2020 года до 34% на конец текущего, а по сумме - с 9 до 28% соответственно.
   Сбербанк, который является крупнейшим игроком на рынке денежных переводов, в основном за счет внутрибанковского сервиса по переводам по номеру телефона, отказался от комментариев. Другие крупные банки не ответили на запросы РБК.

Сколько еще будет расти СБП

   ЦБ рассчитывает, что в 2023 году доля переводов через СБП в структуре всех межбанковских переводов будет составлять 25% (по количеству). По состоянию на март она находилась на уровне 15%, более поздних данных Банк России не публиковал.
   Почта Банк ожидает, что в следующем году доля переводов через СБП у него превысит 80%. "Мы видим переток в переводы СБП доли клиентов, которые ранее пользовались банкоматами для внесения наличных или переводами по номеру карты или телефона", - говорит старший вице-президент, директор по инновациям Почта Банка Анастасия Масленникова.
   Свыше четверти россиян (26%) имеют более одной карты, и часто это карты разных банков. Раньше для переноса денег из одного банка в другой стандартным сценарием было использование банкоматов, сейчас эта активность ушла в СБП, подтверждает руководитель направления исследований центра "Сколково-РЭШ" Егор Кривошея.
   СБП смогла значительно усилить позиции в период пандемии, когда были отменены комиссии за большую часть переводов в ней, говорит руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора "Делойт" в СНГ Максим Налютин. Позиции СБП, по его словам, усилило и подключение к системе Сбербанка (обязанность была закреплена за банком законодательно). "Оказалось, что через СБП можно перевести деньги почти любому человеку в России и сделать это бесплатно и в течение нескольких секунд", - добавил Налютин.
   "Пока они [переводы] бесплатные, доля пользователей СБП растет. Если вдруг они станут платными, это может изменить сценарии поведения: клиент сегодня довольно избалован и не готов платить за дополнительный функционал", - заключает Кривошея.

Источник: РБК https://www.rbc.ru/finances/23/12/2021/61c1cdaa9a79477d55c64863

23.12.2021

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости для банков
27.05.2022
Костин предложил создать "Воронеж I" вместо "Базеля III"
27.05.2022
Золото не блестит: укрепление рубля затормозило инвестиции в драгметаллы
27.05.2022
ЦБ вновь предложил поднять порог обязательного контроля операций
27.05.2022
Коллекторы не отмечают ухудшения платежной дисциплины заемщиков
27.05.2022
В Центробанке нашли способ вернуть россиянам доход по еврооблигациям Все новости
Новости ББТ
26.05.2022
Внеплановое обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 26.05.2022
26.05.2022
Внеплановое обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 26.05.2022
26.05.2022
Внеплановое обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 26.05.2022
26.05.2022
Внеплановое обновление раздела ББТ "Бухгалтерский учет и отчетность банка" от 26.05.2022
26.05.2022
Внеплановое обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 26.05.2022 Все новости
Новости библиотеки
23.04.2019
Обновление Электронной Библиотеки Банка от 23.04.2019
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019 Все новости