Оценка персонала с использованием оценочных форм
«Оценка персонала» – первый и главный раздел Блока «Оценка и опросы» (БО) информационно-программного продукта "Большие Банковские Тесты". Безусловно, тестирование знаний -— необходимый элемент оценки персонала, но в современных условиях - не достаточный. Огромное значение для успешности сотрудника на работе имеют также его личностные и профессиональные качества, специальные навыки и способности, стиль реагирования, ценности и мотивация.
Назначение раздела
Мы предлагаем технологическое решение оценки персонала методом «360 градусов». Это известный метод, идея которого проста — никто не знает сотрудника лучше, чем те, кто изо дня в день взаимодействует с ним в реальной деятельности.
Респонденту предлагается оценить своих коллег по определенным поведенческим критериям, проставив оценку по 5-балльной шкале. В совокупности оценки по каждому вопросу дают оценку по определенному показателю, а оценки по ключевым показателям отражают соответствие или несоответствие сотрудника набору качеств, необходимых для продуктивной работы в данной позиции.
Оценка сотрудника может служить основанием для принятия кадровых и административных решений в отношении него. Кроме этого, систематическая оценка персонала является мощным фактором стимуляции сотрудников. Она помогает поддерживать их в «профессиональной форме», ориентирует на главные требования, предъявляемые банком, служит толчком для совершенствования каждого сотрудника как профессионала.
Возможности раздела
С помощью предлагаемых готовых оценочных форм могут быть реализованы два концептуальных подхода к оценке персонала.
Оценка по компетенциям (оценка сотрудника по соответствующему его должности Профилю компетенций). В систему встроена готовая Модель компетенций банковских специалистов, созданная нашими специалистами по оценке персонала на основе компетентностного подхода в управлении человеческими ресурсами. Она основана на опыте передовых российских компаний, учитывает специфику банковской сферы и современные реальные требования банков к своим сотрудникам. В предлагаемой готовой модели Профиль компетенций сотрудника содержит 8 компетенций, каждая из которых оценивается 3-4 вопросами. Безусловно, представленная Модель компетенций не является панацеей - это основа, наглядная платформа, от которой может оттолкнуться организация, чтобы прийти к собственной корпоративной Модели компетенций. Мы готовы оказывать в этом поддержку и полное сопровождение нашим клиентам, разрабатывать дополнительные Профили компетенций и оценочные формы.
Общая оценка эффективности сотрудников (различные универсальные формы, которые могут быть полезны банкам). Они оценивают любого сотрудника по критериям, несоответствие которым позволяет ставить вопрос о применении к нему административных мер. К таким критериям мы отнесли квалификацию, результаты труда, трудовую дисциплину. Формы разработаны так, что респонденту (оценивающему сотруднику) подробно объясняется значение каждого показателя и критерии проставления той или иной оценки. Предлагаются готовые формы для оценки результатов труда конкретных категорий банковских специалистов. Формы для самооценки акцентируют внимание сотрудника на критериях, особенно важных для банка, и мотивируют его на дальнейшее развитие этих профессиональных и личностных качеств.
Организация оценки персонала
При организации оценки персонала процедура назначения аналогична назначению в блоке "Тестирование".
Оценка по определенной оценочной форме может быть назначена:
- сотруднику;
- подразделению (всем его сотрудникам);
- нескольким сотрудникам, отобранным по фильтру (по должности, группе, дате вступления в должность и др.).
Объектом оценки могут быть:
- сотрудник;
- подразделение (все его сотрудники);
- определенная группа сотрудников (все ее члены);
- несколько сотрудников, отобранных по фильтру.
Организатор (сотрудник, ответственный за проведение оценки) назначает оценку всем необходимым сотрудникам и с помощью программы ББТ делает рассылку на их электронные адреса, содержащую приглашение пройти оценку, логин и пароль для входа в ББТ. По результатам проведенной оценки Организатор может просмотреть, сохранить или распечатать любой из встроенных в систему отчетов, в зависимости от задачи.
Например, если оценка проходит в рамках аттестации персонала, то потребуется отчет «Рейтинг сотрудников с компетенциями», а в отдельных случаях – «Подробные итоги оценки сотрудника», где видно, из чего складываются такие оценки и где находятся его «слабые места» сотрудника. При оценке персонала с целью выявления кадрового резерва или оценке внутренних кандидатов на должность удобен отчет «Сравнение сотрудников по компетенциям», а также «Оценка сотрудника по респондентам» (сравнение оценки сотрудника с точки зрения разных внутренних экспертов). Отчет «Сравнение оценки и самооценки сотрудника» поможет кадровому специалисту в индивидуальной работе с сотрудниками, при планировании его обучения и продвижения в компании.
При использовании «ББТ: Оценка персонала» кадровые специалисты банков почерпнут массу важной и полезной информации о своих сотрудниках и смогут принимать кадровые решения более системно, взвешенно и оперативно.
|