Автокредитование обновилось: Доля кредитов на машины с пробегом начинает снижаться
После длительного периода преобладания машин с пробегом в сегменте автокредитования рынок наконец разворачивается в сторону новых автомобилей. Этому способствует развитие совместных программ с китайскими брендами.
После длительного периода дефицита машин на рынке (см. "Ъ" от 4 июля 2023 года) автокредиторы начали переориентироваться на сегмент новых автомобилей, рассказали "Ъ" в банках. ВТБ за январь-март провел 88,6 тыс. сделок на 120,6 млрд руб. Портфель автокредитов за январь-март вырос на треть, до 336,5 млрд руб., сообщили в банке. По данным Росбанка, в первом квартале текущего года прирост выдач составил 77% к аналогичному периоду прошлого года. И в этом росте все большую роль начинают играть новые автомобили. "Традиционно Экспобанк ориентирован на работу с автомобилями с пробегом, доля б/у - около 80%, сейчас мы постепенно увеличиваем свое присутствие на рынке новых автомобилей",- говорит управляющий директор Экспобанка Дмитрий Маслов. Основным драйвером увеличения объема выдач автокредитов стал рост рынка новых машин, подтверждает начальник управления развития партнерских программ и стратегических сегментов "Росбанк Авто" Вячеслав Якубчик.
В марте текущего года сегмент автокредитования обновил исторический рекорд, следует из данных Frank RG (см. "Ъ" от 8 апреля), банки выдали 224 млрд руб. кредитов, что на 31% выше показателя февраля и более чем в два раза превышает показатель марта 2023 года.
В активной борьбе за клиента дилеры стремятся предложить максимально выгодные ценовые условия, говорит Вячеслав Якубчик. "Мы сфокусировались на развитии предложения на первичном рынке,- указали в ВТБ.- Прежде всего - на совместных программах с производителями, которые в условиях жесткой политики регулятора позволяют предоставить заемщикам более низкую ставку". В январе-марте ВТБ каждый второй автокредит на новые машины оформлял именно по таким программам.
О росте рынка говорит и тот факт, что на покупку новых автомобилей в марте была потрачена рекордная сумма денег - 496,2 млрд руб., на 42% больше, чем в феврале (349,8 млрд руб.), приводят данные в "Открытии". Всего же в первом квартале финансовая емкость российского авторынка составила 1,1 трлн руб.
При этом в марте было реализовано машин китайских марок на сумму 308,5 млрд руб. "В сегменте автокредитования новых машин будут появляться совместные интересные программы банков и китайских автопроизводителей c субсидированием ставки и стоимости автомобиля. Импульс рынку может дать дофинансирование программы льготного автокредитования",- уверены в "Открытии".
Однако переориентация на новые автомобили в сегменте автокредитования пока преимущественно касается крупнейших игроков.
"Развивая направление автокредитования, мы в первую очередь ориентировались на машины с пробегом, так как в данном сегменте все банки находятся примерно в равных условиях, в отличие от сектора новых, где крайне сильна роль участия банка в специальных совместных программах с автопроизводителями",- признает начальник управления автокредитования Ингосстрах-банка Андрей Еременко.
Объем выдачи автокредитов поддерживается ростом цен: спрос на автомобили стабилен, добавляет старший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Иван Уклеин. Дальнейшая динамика автокредитования будет во многом зависеть от курса рубля (через цены импортных машин) и от срока службы автомобилей китайских производителей, заключает эксперт.
Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/6662904
22.04.2024