Регулирование деятельности коммерческих банков в 80-е годы XIX века Банковское законодательство
Мнение Государственного совета Об изменении и дополнении нормального Положения о городских общественных банках, ставшее, по сути, новым типовым уставом для муниципальных банков, было высочайше утверждено 26 апреля 1883 года. Для обеспечения ликвидности, сохранности средств вкладчиков и предотвращения возможных банкротств были изменены правила учреждения и деятельности этого вида банков.
Законом изменялся порядок формирования основного капитала в отношении его неденежной части. До издания Положения 1883 г. эту функцию выполняло ручательство всего городского общества, которое являлось обеспечением вверенных банкам вкладов. Впредь гарантией возврата внесенных в банк вкладов, помимо денежной части (она составляла 10 тыс. руб.), становилось городское имущество. Городские думы, ходатайствовавшие об открытии на своей территории банков, должны были представлять удостоверение об имеющемся в их распоряжении свободном городском имуществе, могущем служить сверх свободного наличного капитала обеспечением целости вверенных банку вкладов (ст. 1) (1).
Были более четко определены операции, разрешенные городским общественным банкам, и порядок их выполнения. В Положении был дан перечень всех разрешенных операций. Для каждого банка из него выделялись те, которые соответствовали его средствам и местным потребностям. При этом четко фиксировалось, под какие именно залоги могут быть производимы ссуды из данного конкретного банка (ст. 20 прим).
Положением были установлены ряд нормативов и размер обязательных резервных требований для городских общественных банков, аналогичных введенным законом для акционерных коммерческих банков.
Максимальный размер кредита на одного заемщика не должен был превышать 1/10 основного и запасного капиталов банка, вместе взятых (ст. 32).
Сумма всех обязательств банка не должна была превышать более чем в 5 раз собственные капиталы банка основной и запасной (ст. 21).
На приобретение процентных бумаг (2) ...за свой счет банку разрешалось обращать суммы в размере... чтобы суммы эти в совокупности не превышали половины основного капитала банка (ст. 38). При этом размер ссуд под ценные бумаги регламентировался. Выдаваемые городскими общественными банками под процентные бумаги ссуды не должны превышать для бумаг государственных и гарантированных правительством размера ссуд, выдаваемых под эти бумаги Государственным банком, а для всех прочих бумаг цен, по коим они принимаются в залог по казенным подрядам и поставкам (ст. 35).
Для муниципальных банков был установлен минимальный кассовый резерв. Наличность в кассе городского общественного банка вместе с суммами, помещенными им на текущий счет в конторе Государственного банка, не должна была составлять менее 10% суммы обязательств банка (ст. 22).
Кроме того, на городские общественные банки было распространено касающееся акционерных коммерческих банков положение, в соответствии с которым они обязаны были на принимаемые вклады выдавать только именные билеты. А переходить из рук в руки эти билеты могли только по полной именной передаточной надписи и с трансфертом капитала в книгах банка (ст. 25).
С целью снижения банковских рисков новое Положение о городских общественных банках запрещало совмещение должностей директора банка и его товарищей со званием гласного думы, с должностями городского головы, членов городской управы, секретаря думы, служащих в городском общественном управлении на жалованье и должностями в других кредитных учреждениях (государственных и частных) (ст. 4). А членами учетного комитета не могли избираться городской голова, члены городской управы, секретарь городской думы и служащие в городском общественном управлении на жалованье (ст. 30). Кроме того, не могли служить в правлении банка или состоять в учетном комитете одновременно отец с сыном, родные братья, тесть с зятем, а также участники одной торговой фирмы (ст. 5, 30).
Закон строго регламентировал условия предоставления кредита и выдачи ссуд служащим городских общественных банков (и по выборам, и по найму), городским головам и членам управ. Вышеуказанные лица могли пользоваться вексельным кредитом только в тех банках, при которых учреждены были учетные комитеты, и лишь по единогласным постановлениям... последних. Им разрешалось пользоваться ссудами под залог государственных и гарантированных правительством бумаг и закладных листов и облигаций, обеспеченных залогом недвижимой собственности, но при условии, что их размер не превышал выдаваемых Государственным банком. Размер ссуд, предоставляемых им под залог строений, не мог превышать 60% страховой оценки оных, а размер ссуд под залог земель 60% с цены по табели, установленной для взимания пошлин при безмездном переходе земель (ст. 27).
Новым типовым положением вводился жесткий контроль за деятельностью этого вида коммерческих банков со стороны Министерства финансов.
Министр финансов получил право по соглашению с министром внутренних дел... назначать чрезвычайные ревизии городских общественных банков в случае получения сведений о допускаемых в них беспорядках. Эти ревизии производились в присутствии двух лиц, избранных городской думой (ст. 16). Порядок проведения ревизий, проверки наличности и отчетов банка определялся инструкцией, также утверждаемой министром финансов по соглашению с министром внутренних дел (ст. 19).
Правительственная ревизия могла быть назначена и в том случае, если имелось на этот счет постановление городской думы или если о необходимости устранения допускаемых в банках беспорядков будет заявлено городской думе не менее как 1/5 частью гласных и с ее стороны не будет принято неотлагательных мер к расследованию сих беспорядков. В этом случае министр финансов по представлению... губернатора, основанному на постановлении местного губернского по городским делам Присутствия имел право по соглашению с министром внутренних дел назначить ревизию банка через одного или нескольких сведущих в банковском деле лиц (ст. 13).
На основании нового типового Положения Министерство финансов в 1883-1894 гг. ревизовало 76 банков, состояние дел в которых было особенно плачевным. В результате 44 городских общественных банка прекратили свое существование. В 1895 г. в России функционировало 239 банков этого вида. С 1881 г. общая сумма их баланса уменьшилась почти на 124 млн. руб., а оборотные средства (вклады, займы и основные капиталы) на 119 млн. рублей. Соответственно сократилось и большинство активных операций, но качество активов существенно улучшилось: уменьшилась сумма опротестованных векселей и убытков (3).
Спустя несколько лет после издания нормального Положения о городских общественных банках 1883 г. в него был внесен ряд изменений и дополнений. Так, 21 марта 1890 г. было высочайше утверждено мнение Государственного совета О дополнении статьи 153 Положения о городских общественных банках. Издание этого закона должно было предотвратить растрату основного капитала этих банков на непроизводительные расходы городских управлений. Впредь, если бы для городских надобностей... оказалось необходимым... отделить часть капитала банка, то это могло быть разрешено министром финансов по предварительному соглашению с министром внутренних дел, но не иначе как в виде ссуды местному городскому обществу на определенный срок (4).
После издания Положения о городских общественных банках 1883 г. рост банков этого вида приостановился. Потребность населения городов в кредите в значительной степени удовлетворялась другими кредитными учреждениями, появлявшимися в то время в городах. Отчасти это было связано с массовыми банкротствами городских общественных банков, дискредитировавшими их в глазах населения. Руководителям банков этого вида пришлось искать новые возможности для привлечения клиентов и их средств в кассы и на счета банков.
В это время в связи с развитием товарных складов и возникновением элеваторов ссудная операция под их документы стала выгодной для банков. 14 декабря 1893 г. было высочайше утверждено мнение Государственного совета о дозволении городским общественным банкам выдавать ссуды под залог товарных квитанций железных дорог на принятый к перевозке хлеб и открывать специальные текущие счета под обеспечение свидетельствами товарных складов о приеме хлеба на хранение.
С 80-х гг. XIX в. Министерство финансов проводит политику, направленную на расширение круга операций коммерческих банков и унификацию банковского законодательства, регулирующего их деятельность. Так, обществам взаимного кредита было разрешено выдавать краткосрочные ссуды сельским обществам и товариществам из крестьян (5) и наравне с коммерческими банками закладывать и перезакладывать процентные бумаги (6) и принятые в залог товары (7). А для городских общественных банков был изменен порядок взимания процентов по ссудам и задатка при торгах на недвижимое имущество (8), что привело нормы типового Положения о них в соответствие с уставами других кредитных учреждений.
В 80-90-е гг. XIX в. были изданы законы, которые внесли изменения в организацию обществ взаимного кредита. Порядок проведения общих собраний, существовавший в обществах ранее, предусматривал участие в их собраниях всех членов с правом голоса. Это было удобно в тех случаях, когда общество было немногочисленным. При значительном количестве участников такой порядок, по мнению Министерства финансов, создавал трудности во время выборов и при решении сложных вопросов, требующих специальных знаний. В связи с этим на основании высочайше утвержденного 14 февраля 1884 г. мнения Государственного совета Об изменении порядка образования общих собраний в обществах взаимного кредита общие собрания было предложено заменить собраниями уполномоченных, с передачею в ведение последних всех дел, подлежащих обсуждению и решению общих собраний членов (ст. 1) (9).
Собрание уполномоченных должно было состоять не менее как из тридцати шести лиц, избираемых всеми членами общества простым большинством голосов (ст. 2). При проведении выборов составлялся список, в который члены общества вносились в том порядке, в каком они следуют по сумме 10%-ных их взносов в оборотный капитал общества. Затем члены общества разделялись на три избирательных разряда. В первый разряд включались те, чьи имена стояли в начале списка и 10%-ные взносы коих составляли 1/3 всего оборотного капитала общества. Во второй разряд причислялись следующие за ними по списку члены, 10%-ные взносы коих составляли также 1/3 оборотного капитала. К третьему разряду относились все остальные (ст. 3).
В разрядных собраниях каждый член общества имел один только голос, каково бы ни было участие его в оборотном капитале общества (ст. 4). Каждый разряд выбирал одну треть общего числа уполномоченных (ст. 5), причем уполномоченные могли избираться как из своих разрядов, так и из других (ст. 6).
Если избирателей третьего разряда было очень много, они могли быть подразделяемы на несколько собраний, созываемых отдельно с равным числом членов в каждом. Эти собрания выбирали причитающуюся на их долю часть из общего числа уполномоченных третьего разряда (ст. 7).
Закон предоставил министру финансов право при наличии ходатайств обществ взаимного кредита вносить в их уставы соответствующие изменения. Однако поступали не ходатайства, а заявления о беспорядочности многолюдных общих собраний в некоторых обществах взаимного кредита. Поэтому 15 ноября 1893 г. по представлению министра финансов было высочайше утверждено мнение Государственного совета О порядке замены в обществах взаимного кредита общих собраний членов собраниями уполномоченных, которое предоставило министру финансов право собственною властью производить замену общих собраний членов собранием уполномоченных.
Законом от 21 мая 1899 г., также регламентирующим проведение общих собраний обществ взаимного кредита, запрещалось принимать участие в их работе неисправным членам обществ. Необходимость издания подобного закона обосновывалась тем, что в обсуждение по делам обществ должны быть допускаемы только такие члены, которые, независимо от других качеств, представляют вместе с тем и достаточные гарантии своей материальной благонадежности. Этим условиям не удовлетворяли те члены общества, которые, допустив свои векселя до протеста, стали пред обществом в положение лиц, нарушивших свои к нему обязательства и потому малозаинтересованных в правильности и законности ведения его дела (10).
Издание ряда законов, посвященных общим собраниям в обществах взаимного кредита, свидетельствовало о том, что Министерство финансов было озабочено положением дел в этих самых многочисленных коммерческих банках и стремилось оградить интересы наиболее состоятельных членов обществ.
Целью обществ взаимного кредита являлось предоставление его членам различных банковских услуг, в том числе недорогого кредита. Как и городские банки, эти общества были ориентированы на обслуживание среднего промышленно-торгового сословия, преподавателей, чиновников и ремесленников, преимущественно в провинции. Встречались общества, основанные по профессиональному или сословному принципу, а также еврейские общества взаимного кредита.
Общества, находившиеся в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве, были очень крупными банками, но в основном общества взаимного кредита представляли собой небольшие провинциальные банки. В отличие от городских общественных банков общества взаимного кредита были организованы почти по всей стране, но наибольшее их количество приходилось на Донскую и Кубанскую области (важнейшие экспортеры хлеба), а также на губернии юго-западного аграрно-промышленного региона.
Деятельность каждого общества была ограничена территорией того города, в котором оно находилось. Члены общества, как правило, были знакомы друг с другом и хорошо осведомлены об имущественном положении и добросовестности каждого из участников.
Общества взаимного кредита, так же как и акционерные коммерческие банки, принимали различные виды вкладов, производили учет и переучет векселей, выдавали ссуды под заклады и обеспечения, осуществляли клиентские платежи, расчеты и оказывали прочие услуги.
Каждому члену общества открывался кредит, соответствующий степени его финансовой благонадежности или оценке предоставленного им обеспечения. Он, в свою очередь, давал письменное обязательство в том, что берет на себя ответственность за все операции общества в размере полученного им кредита.
Оборотный капитал общества взаимного кредита состоял из взносов его членов и ссуд, выданных им земствами и городскими управлениями. Сумма обязательств членов общества составляла капитал обеспечения, который гарантировался недвижимым имуществом, процентными бумагами и поручительствами.
После интенсивного роста, характерного для 70-х гг., наступил период упадка, продолжавшийся полтора десятка лет. Но, несмотря на то что с 1881 по 1895 г. количество обществ взаимного кредита уменьшилось и их активные операции сократились, качественная сторона этих операций улучшилась, балансы банков очистились от сомнительных статей и убытки снизились. С середины 90-х гг. рост обществ возобновился: если на 1 января 1900 г. в России функционировало 117 обществ взаимного кредита с оборотным капиталом в 34,5 млн. руб. и на одно общество в среднем приходилось 713 чел. и 294 тыс. руб. паевых взносов (всего членами обществ взаимного кредита состояли в это время 83 431 человек) (11), то на 1 января 1914 г. количество обществ возросли до 1108, в них состояли 634 355 человек, а их собственные капиталы составляли 150,9 млн. рублей (12).
Правилами о порядке ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного кредита, высочайше утвержденными 22 мая 1884 г., были законодательно установлены нормы деятельности банков и небанковских кредитных учреждений краткосрочного коммерческого кредита (13), направленные на предупреждение их банкротств (в ХХ в. они получили название пруденциальных норм).
В первой части Правил указывались меры, которые применялись к проблемным кредитным учреждениям, позволявшие не допускать их банкротства. Во второй части излагались условия признания кредитного учреждения несостоятельным (банкротом) и порядок его закрытия (14).
Основанием для закрытия кредитного учреждения признавалась утрата им всего запасного и 1/3 основного (акционерного или паевого) капитала (ст. 2). В этом случае его правление обязано было в течение семи дней созвать общее собрание (ст. 3). Если собрание акционеров, членов обществ взаимного кредита, пайщиков ссудосберегательных товариществ или городская дума убеждались в наличии условий, влекущих за собой закрытие организации, они могли принять постановление о ее ликвидации или о внесении недостающей части капитала. Во втором случае капитал надлежало внести в течение семи дней после собрания (ст. 4). Если капитал не восполнялся, акционеры, члены или пайщики без требования кредиторов обязаны были приступить к ликвидации кредитного учреждения. В этом случае ликвидация проводилась без объявления банка несостоятельным.
При уменьшении уставного капитала кредитной организации до указанного выше размера министр финансов имел право требовать объяснений от правления кредитной организации. Кроме того, министр мог назначить ревизию по требованию владельцев акций этой кредитной организации, если в совокупности они имели не менее 1/5 доли складочного капитала, а также по требованию 1/5 членов общества взаимного кредита или пайщиков ссудосберегательного товарищества (ст. 5).
Если ревизионная комиссия устанавливала, что дела кредитной организации подлежат ликвидации, а ее правление, общее собрание акционеров, членов обществ взаимного кредита, пайщиков ссудосберегательных товариществ или городская дума не соглашались на это, министр финансов имел право сообщить о результатах ревизии в судебные органы (ст. 7).
Ликвидацией дел кредитного учреждения занималась ликвидационная комиссия, состав которой определялся уставом данного учреждения. Если в уставе это не оговаривалось, то ликвидаторы избирались на общем собрании акционеров, членов или пайщиков (ст. 14). Министр финансов мог заменить комиссию назначенными им ликвидаторами из числа чиновников или лиц, которые могли быть избраны в ликвидационную комиссию по уставу кредитного учреждения (ст. 15).
Ликвидаторы завершали текущие дела кредитного учреждения, отвечали по его делам в суде, производили и получали платежи, продавали принадлежавшее ему имущество и несли солидарную ответственность за убытки, если они явились результатом нарушения Правил 1884 года (ст. 16).
Правилами определялись также последовательность погашения долгов ликвидируемого учреждения, порядок распределения сводного остатка, виды отчетности ликвидационной комиссии и сроки ее представления, ответственность членов комиссии за причинение убытков при осуществлении ликвидации.
Если при ревизии обнаруживались признаки несостоятельности кредитного учреждения, министр финансов или ликвидационная комиссия обязаны были немедленно довести это до сведения судебных органов для признания его несостоятельным (ст. 22).
В дополнение к ранее существовавшему порядку признания кредитного учреждения банкротом Правилами 1884 г. было введено следующее положение: учреждение объявлялось несостоятельным при условии, если оно прекращало платежи вследствие расстройства своих дел. Право возбуждать дело о признании банка несостоятельным и подлежащим ликвидации наряду с кредиторами было предоставлено министру финансов и ликвидаторам (ст. 24, 25).
Приняв к производству дело о несостоятельности кредитного учреждения, суд в качестве предупредительной меры мог наложить арест на его движимое и недвижимое имущество (ст. 29). В случае признания кредитного учреждения банкротом суд назначал присяжных попечителей, количество которых определял по своему усмотрению (ст. 30).
Если в ходе судебного разбирательства по поводу признания кредитного учреждения банкротом суду необходимы были более подробные сведения о состоянии дел учреждения, он должен был обратиться к министру финансов, который назначал ревизию (ст. 27).
По делам о банкротстве кредитной организации, в отличие от дел о торговой несостоятельности, подача жалобы не могла приостановить производство дела или приведение в исполнение обжалованного определения суда (ст. 34).
Ликвидация дел кредитного учреждения осуществлялась конкурсным управлением (15) (ст. 35). Оно имело право хранить в своей кассе до 3 тыс. рублей. Остальные суммы должны были храниться в учреждениях Государственного банка (ст. 36). Если конкурсное управление выявляло признаки противозаконных действий руководителей кредитного учреждения, оно обязано было поставить в известность прокурора (ст. 43).
Правила регламентировали формы подачи заявления о долгах, отнесения их к родам и разрядам, порядок выплаты долгов. В делах о банкротстве кредитных учреждений мировые сделки не допускались (ст. 45).
Если кредитное учреждение признавалось несостоятельным, министр финансов по соглашению с министром юстиции и министром внутренних дел (если дело касалось городского общественного банка) возлагал ликвидацию дел на ликвидационную комиссию (ст. 46). Комиссия состояла из председателя и четырех или шести членов. Все они назначались министром финансов по соглашению с министром юстиции и с министром внутренних дел, если речь шла о городских общественных банках. Два члена комиссии избирались биржевыми комитетами (в городах, где были биржи). А в городах, где не было бирж (или если дело касалось городских общественных банков), они избирались городской думой (ст. 47).
Об учреждении и роспуске ликвидационной комиссии министр финансов должен был ставить в известность Сенат и суд, в котором рассматривалось дело о банкротстве кредитного учреждения (ст. 48).
Основания, на которых работала ликвидационная комиссия, включали в себя правила работы конкурсного управления, а также ряд дополнительных статей. Так, при обнаружении упущений в отчете попечителей ликвидационная комиссия направляла свое представление непосредственно в суд (ст. 51). В суд направлялись и все материалы по вопросам, требовавшим утверждения общего собрания кредиторов (ст. 52). По представлению ликвидационной комиссии суд мог разрешить продажу имущества и выдачу предварительного дивиденда до исполнения комиссией всех ее обязанностей (ст. 53). Если выдача дивиденда разрешалась судом, ликвидационная комиссия извещала об этом кредиторов (ст. 54).
Организация работы ликвидационной комиссии регулировалась инструкцией, составленной министром финансов по соглашению с министром юстиции и министром внутренних дел (по делам городских общественных банков).
По окончании работы ликвидационная комиссия представляла министру финансов подробный отчет о своей деятельности, общий счет имущества и долгов, а также примерный расчет удовлетворения (ст. 57).
После закрытия ликвидационной комиссии министр финансов мог возложить окончание дел кредитного учреждения на Государственный банк или (по делам городских общественных банков) на городскую управу (ст. 58).
Спорные вопросы, связанные с применением Правил, если они требовали участия судебных органов, решались министром финансов по соглашению с министром юстиции, а по делам городских общественных банков с министром внутренних дел (ст. 59).
В это время в Англии ликвидация акционерной компании осуществлялась по приговору суда или по решению общего собрания акционеров. Добровольная ликвидация общества происходила по истечении установленного уставом срока его существования, а также в случаях, определенных уставом, в соответствии с постановлением общего собрания акционеров по этому поводу. В судебном порядке компания подлежала ликвидации в следующих случаях:
при принятии общим собранием акционеров решения о ликвидации в судебном порядке;
если компания не начинала функционировать в течение года со дня ее учреждения или приостанавливала свою деятельность на год;
если количество акционеров становилось менее семи;
если компания была не в состоянии платить свои долги;
если 3/4 основного капитала было утрачено или сделалось негодным к потреблению.
В соответствии с прусским акционерным законодательством общество подлежало закрытию по истечении срока, назначенного по уставу, при принятии акционерами решения о закрытии, засвидетельствованного нотариально или в судебном порядке, а также при открытии конкурса. Кроме того, если основной капитал компании уменьшался на 50%, правление обязано было немедленно сообщить об этом в печати. После этого правительство приступало к рассмотрению дел компании и могло, смотря по обстоятельствам, сделать распоряжение о закрытии оной. Если имущества компании было недостаточно на покрытие долгов, то по постановлению соответствующих судебных органов учреждался конкурс (16).
В Голландии в случае уменьшения основного капитала акционерной компании на 50% ее правление обязано было сообщить об этом посредством записи в канцелярии окружного суда и публикации в местной печати. В этом случае компания считалась по закону закрытой, и члены правления отвечали лично и взаимно за все учиненные ими долги по обязательствам с третьими лицами, если они знали об уменьшении акционерного капитала или должны были знать об этом (17).
Бельгийское акционерное законодательство предусматривало закрытие компании в следующих случаях. Во-первых, при утрате половины капитала, собранного посредством выпущенных акций. Во-вторых, если общее собрание акционеров, на котором присутствовали не менее 2/3 акционеров, владевших 2/3 акций, приняло решение о закрытии компании. В этом случае компания закрывалась с разрешения правительства. Порядок ликвидации определялся уставом или общим собранием акционеров (18).
Во Франции члены правления обязаны были созвать общее собрание акционеров в случае потери 3/4 основного капитала. Если правление не выполняло этого положения или собрание принимало неправильное решение, каждый заинтересованный имел право потребовать упразднения общества в судебном порядке. Кроме того, упразднение общества могло быть объявлено по требованию каждой заинтересованной части по истечении года с того момента, когда количество акционеров стало менее семи.
В 80-е гг. Россия, как и за двадцать лет до этого, решала проблему развития экономики в условиях недостатка национального капитала и отсутствия развитых финансовых рынков. Но теперь правительство отказалось от не оправдавшей себя в условиях России идеи опоры на частные ресурсы и перешло к протекционизму. Насаждение привилегированных промышленных производств и банков западного типа сменилось политикой поощрения развития промышленности вообще и широкой поддержкой коммерческих банков всех видов, а в отдельных случаях даже спасения совершенно обанкротившихся. Органами регулирования деятельности коммерческих банков и надзора за ними были Министерство финансов и Государственный банк.
Банковское законодательство в это время развивалось в направлении унификации законов, регулировавших деятельность коммерческих банков. Ряд норм, касавшихся до того только акционерных банков, был распространен на городские общественные банки. Были введены новые нормативы и установлены размеры обязательных резервных требований для этого типа банков, расширен круг их операций и внесены изменения в их организацию и систему управления.
Российское банковское законодательство отличалось от западноевропейского акционерного не только наличием в деятельности коммерческих банков обязательных нормативов и резервных требований, но и тем, что в России были узаконены жесткий контроль и надзор за этими банками со стороны Министерства финансов и Государственного банка. В условиях нашей страны это дало определенный положительный результат. Коммерческие банки в целом не только без особых потерь пережили (несмотря на уже значительную к тому времени включенность страны в мировое хозяйство) мировые экономические кризисы 80-х и 90-х гг., но и приняли активное участие в первом этапе индустриализации в России. Западные историки и экономисты, имевшие в отличие от советских ученых возможность заниматься сравнительными исследованиями, единодушно признают, что наша страна в 1885-1913 гг. развивалась высокими темпами. Как пишет профессор Хьюстонского университета (США) Пол Грегори: Темпы роста царской экономики были относительно высоки с точки зрения мировых стандартов конца XIX начала ХХ века. Россия принадлежала к группе стран с наиболее быстро развивающейся экономикой, таких, как США, Япония и Швеция (19).
И. Левичева
* Окончание. Начало статьи опубликовано в Вестнике Банка России от 23.05.2001 г. 32.
1 Далее ссылки на текст закона и цитаты из него даются по изданию: ПСЗ III. Т. 3. 1526.
2 Городским общественным банкам разрешено было покупать и продавать государственные ценные бумаги и облигации, гарантированные правительством (ст. 20, п. ж).
3 Гурьев А. Очерк развития кредитных учреждений в России. СПб., 1904 // История России: кредитная система / Репринтное воспроизведение. Нижний Новгород, 1924. С. 176-177.
4 ПСЗ III. Т. Х. - 6658.
5 Высочайше утвержденное 4 мая 1882 г. мнение Государственного совета О разрешении обществам взаимного кредита выдавать краткосрочные ссуды сельским обществам и товариществам из крестьян (ПСЗ III. Т. 2. 845).
6 Высочайше утвержденное 25 февраля 1885 г. мнение Государственного совета О разрешении коммерческим банкам и обществам взаимного кредита закладывать и перезакладывать процентные бумаги (ПСЗ III. Т. 5. 2771).
7 Высочайше утвержденное 18 мая 1889 г. мнение Государственного совета О разрешении коммерческим банкам и обществам взаимного кредита операций перезалога принятых в залог товаров (ПСЗ III. Т. 9. 6019).
8 Высочайше утвержденное 9 мая 1894 г. мнение Государственного совета Об изменении порядка взимания процентов по ссудам и задатка при торгах на недвижимое имущество в городских общественных банках (ПСЗ III. Т. 14).
9 Далее ссылки и текст закона и цитаты из него даются по изданию: ПСЗ III. Т. 4. 2025.
10 Гурьев А. Очерк развития кредитных учреждений в России. СПб., 1904 / История России: кредитная система / Репринтное воспроизведение. Нижний Новгород, 1924. С. 178.
11 Вестник финансов, промышленности и торговли: Указатель правительственных распоряжений по Министерству финансов. СПб., 1913. 37. С. 451.
12 Свод балансов обществ взаимного кредита, действующих в России на 1 января 1915 г., с подразделениями по районам и губерниям. Пг., 1916. С. 36-37.
13 К коммерческим банкам относились акционерные коммерческие банки, общества взаимного кредита и городские общественные банки, небанковским кредитным учреждениям ссудосберегательные товарищества.
14 Далее ссылки и текст закона и цитаты из него даются по изданию: ПСЗ III. Т. 4. 2249.
15 Конкурс одна из форм решения дел о коммерческой несостоятельности. Конкурсный процесс прекращал все дела должника, чтобы из оставшейся наличности удовлетворить претензии всех кредиторов.
16 РГИА, 1287, оп. 1, д. 1676, л. 209.
17 РГИА, 1287, оп. 1, д. 1676, л. 209.
18 РГИА, 1287, оп. 1, д. 1676, л. 209.
19 Gregory P.R. Russian National Income, 1885-1913. Cambridge, L., N.Y. 1982. P. 192.
(Продолжение)