Календарь мероприятий



Государственный банк и российская провинция

...Из истории Банка России

(Часть II)

Практически одновременно с изданием нового Устава Государственного банка 1894 г. циркуляр от 24 июня закреплял окружную систему учреждений Государственного банка. Формирование округов предусматривалось на основе взаимного тяготения в торговом и экономическом отношениях (1) разных местностей. Новая система должна была способствовать развитию в провинции государственного кредита, в частности, широкому кредитованию мелких фирм.

Всего территорию Российской империи планировалось разделить на пятнадцать округов (районов). В последующие несколько лет их число сократили до двенадцати.

Районное деление учреждений Государственного банка (к 1900 г.)

Номер района

Название района

Банковские учреждения района

I

Столичный

Санкт-Петербургская контора, Московская контора

II

Северный

Отделения: Екатеринбургское, Архангельское, Вологодское, Вятское, Новгородское, Пермское, Сарапульское

III

Юго-Восточный

Отделения: Астраханское, Kазанское, Оренбургское, Самарское, Уральское, Уфимское, Челябинское, Чистопольское, Мензельское (временное)

IV

Промышленный

Отделения: Владимирское, Иваново-Вознесенское, Kалужское, Kостромское, Муромское, Нижегородское, Ржевское, Рыбинское, Смоленское, Тверское, Ярославское

V

Восточно-Черноземный

Отделения: Воронежское, Елецкое, Kозловское, Kурское, Моршанское, Орловское, Пензенское, Рязанское, Саратовское, Симбирское, Сызранское, Тамбовское, Тульское, Царицынское

VI

Южный

Одесская контора, Ростовская контора, 


отделения: Бердянское, Екатеринославское, Елисаветградское, Kишиневское, Мариупольское, Николаевское, Севастопольское, Таганрогское, Херсонское, Юзовское, Феодосийское

VII

Юго-Западный и Малороссийский

Kиевская контора, Харьковская контора, 


отделения: Житомирское, Kаменец-Подольское, Kременчугское, Полтавское, Ровенское, Роменское, Сумское, Черниговское

VIII

Северо-Западный

Рижская контора, 


отделения: Либавское, Ревельское, Виленское, Витебское, Двинское, Гродненское, Белостокское, Kовенское, Минское, Могилевское, Псковское

IX

Привислинский

Варшавская контора, 


отделения: Kалишское, Лодзинское, Ломжинское, Люблинское, Петроковское, Плоцкое, Радомское, Томашевское, Ченстоховское

X

Kавказский

Отделения: Владикавказское, Екатеринодарское, Новороссийское, Ставропольское, Бакинское, Батумское, Тифлисское, Эриванское

XI

Среднеазиатский

Отделения: Асхабадское, Бухарское, Самаркандское, Ташкентское, Kокандское, Семипалатинское

XII

Сибирский

Отделения: Тобольское, Тюменское, Петропавловское, Омское, Томское, Kрасноярское, Иркутское, Читинское, Благовещенское, Хабаровское, Владивостокское

 

Сразу после издания циркуляра, закреплявшего окружную систему учреждений Государственного банка, из Петербурга в Москву было направлено предложение об образовании Московского округа. Помимо одноименной конторы, он должен был включить 13 отделений: Тверское, Ржевское, Ярославское, Костромское, Владимирское, Иваново-Вознесенское, Муромское, Рязанское, Тульское, Орловское, Елецкое, Калужское и Смоленское.

По поручению управляющего Московской конторой Н.Я. Малевинского директор учетного отделения А.Б. Пятницкий составил справки об экономике губерний, которые предполагалось включить в округ. Из этих справок следует, что привязка к Москве ряда губерний носила искусственный характер. В округ в силу, скорее, географической близости, чем экономического тяготения, были включены местности с преобладанием сельского хозяйства (Орловская и Смоленская губернии), кредитование которого в Московской конторе было развито очень слабо: контора обслуживала в основном крупное производство, торговые, текстильные и машиностроительные фирмы.

Справки об экономике губерний, составленные А.Б. Пятницким, представляют несомненный интерес как исторический источник. Приводим выдержки из них:

Производительность Тульской губернии заключается главным образом в винокуренных, гармонных, медно-проволочных, бронзовых, томпачных, самоварных и оружейных заводах. Кроме этого, там имеются заводы кожевенные, стеклянные, хрустальные, фаянсовые и фарфоровые, сахарные, пенькотрепальные и имеются также каменноугольные рудники.

...Фабрично-заводская промышленность Ярославской губернии более всего состоит в полотняных фабриках, маслобойнях, винокуренных заводах и паровых и водяных мельницах; в этой губернии имеются также заводы кожевенные, льнопрядильные и ткацкие фабрики, заводы минеральных масел и пр.

Главной производительностью Калужской губернии являются винокуренные, чугунолитейные, механические и машиностроительные заводы, рогожные фабрики, канатные и пенькотрепальные заводы. В этой губернии в небольшом количестве имеются также маслобойни, свечные заводы и салотопни, гончарные заводы и щетинные фабрики (2).

Управляющему Московской конторой Государственного банка было предложено открыть банковские агентства в шести наиболее крупных и экономически развитых населенных пунктах Московской губернии. Ими были:

? г. Богородск, в районе которого было сгруппировано 35 фабрик и заводов с фабричным населением в 15 027 человек;

? г. Серпухов, в районе которого находилось 30 фабрик и заводов с фабричным населением в 11 862 человека;

? г. Коломна с 8 фабриками и фабричным населением в 6188 человек;

? с. Орехово-Зуево: в этом районе было 12 фабрик с фабричным населением в 30 871 человек;

? Павлово-Посад, где было 12 фабрик и 2272 человека фабричных;

? с. Озеры  5 фабрик и 6964 человека фабричных (3).

Однако идея широкого распространения государственного кредита с помощью введения окружной системы учреждений Государственного банка не дала ожидаемых результатов. Для осуществления намеченных преобразований нужны были прежде всего значительные денежные средства и достаточное количество квалифицированных кадров. В период проведения денежной реформы 1895-1897 гг. о выделении требуемых средств не могло быть и речи. Финансовые затруднения, связанные с последствиями экономического кризиса 1899-1902 гг., Русско-японской войной 1904-1905 гг. и революционными событиями 1905-1907 гг., также не способствовали развитию банковских учреждений в провинции. Учреждения Государственного банка по-прежнему обслуживали преимущественно первоклассную клиентуру  банки и крупные российские фирмы.

Для увеличения числа государственных банковских учреждений в стране с 1 января 1897 г. ведение банковских операций было возложено на 704 казначейства, занимавшихся до этого преимущественно сбором налогов (4). Эти казначейства выполняли следующие функции:

? размен денег;

? покупка и продажа государственных ценных бумаг, главным образом ренты и билетов Государственного казначейства;

? оплата купонов государственных займов;

? выдача ссуд под залог процентных бумаг;

? перевод денег;

? открытие и ведение текущих счетов, срочных и бессрочных вкладов;

? прием вкладов на хранение (в процентных бумагах);

? операции сберегательных касс (прием мелких сбережений);

? прием и выдача денег, а также процентных бумаг за учреждения Государственного банка.

В городах, где были кредитные учреждения, казначейства ограничивались исполнением только четырех простейших банковских операций: разменом денег, обменом и продажей билетов Государственного казначейства, оплатой купонов государственных займов, приемом мелких вкладов (операции сберегательных касс). Таким образом, функции агентств были переданы казначействам, которые приписывались к ближайшим учреждениям Государственного банка. Для контроля над казначействами в них были образованы особые казначейские отделы.

Согласно Высочайше утвержденному 29 апреля 1896 г. мнению Государственного совета были установлены Временные (на 3 года) правила, регулировавшие взаимоотношения учреждений Государственного банка и казначейств. 

По истечении в 1901 г. действия Временных правил  были введены новые правила, укреплявшие связь казначейств с учреждениями банка. В частности, учреждения Государственного банка снабжали казначейства бланками, печатями, штемпелями, сундуками, заменявшими им банковские сейфы, а также несли расходы на их охрану. Из прибылей банка стала ежегодно отчисляться сумма на содержание казначейств, в том числе на жалованье персонала. Вместе с суммами, выделяемыми на ведение банковских операций, общий расход банка на казначейства составлял в 1913 г. около 2,7 млн. рублей.

Судя по отчетам Государственного банка, операции казначейств по своему характеру мало отличались от операций учреждений мелкого кредита. Для банка все они были в равной мере убыточными. За 17 лет (с 1897 г. по 1913 г.) убытки от них составили 4,8 млн. рублей.

В начале XX в. среди выдававшихся казначействами кредитов большое место занимали подтоварные ссуды, а такие операции, как ссуды под процентные бумаги, открытие срочных и бессрочных вкладов, не получили значительного развития. Лишь в годы первой мировой войны выдача ссуд под процентные бумаги была одобрена Советом Государственного банка.

За 20 лет работы ни одно из казначейств не было преобразовано в отделение Государственного банка. Передача казначействам банковских операций нередко являлась формальностью. Например, казначейство в Николаевске-на-Амуре не выдавало ссуд, не принимало вкладов, не покупало и не продавало ценные бумаги. На вопрос о целесообразности открытия в городе отделения Государственного банка управляющий Амурской казенной палатой в 1900 г. отвечал, что было бы лучше наладить полноценную деятельность местного казначейства.

В это время на Дальнем Востоке развивалась промышленность, и дефицит государственного кредита ощущался остро. В Николаевском казначействе предлагалось ввести выдачу ссуд под шлиховое золото и операцию учета векселей. Однако проведение этих операций казначейством было признано нецелесообразным, и коммерческий Русско-Китайский банк сохранил свою монополию на банковскую деятельность в этом регионе.

В целом по стране вместо намеченных 800-900 учреждений Государственного банка в 1913 г. существовало лишь 134. В это число с 1912 г. входили небольшие агентства, в том числе существовавшие при зернохранилищах, которые очень короткое время фигурировали в отчетах банка как агентства I разряда. Большинство из них создавались для облегчения выдачи ссуд под хлеб.

Помимо расширения филиальной сети, Государственный банк внедрял новые, прежде всего трастовые и расчетные, операции в уже существующие учреждения своей системы. В 1910 г. в ряде крупных учреждений  Киевской и Рижской конторах, Виленском, Воронежском, Иркутском, Саратовском, Тульском и Ярославском отделениях была введена операция управления вкладами на хранение. В том же году были открыты расчетные отделы в Виленском, Екатеринославском и Феодосийском учреждениях банка (5).

Однако, несмотря на увеличение количественных показателей по операциям местных учреждений, соотношения между столицами и провинцией изменились не так уж значительно. В начале XX в. до 50% от общего баланса Государственного банка приходилось на Петербургскую контору. Доля Московской конторы составляла около 10% (в 1908-1911 гг.) с тенденцией к росту (на 1 января 1914 г. она достигла 30%). Отставание Москвы от северной столицы объяснялось преобладанием торговых кредитов, в то время как в Петербурге значительное количество кредитов имело характер неуставных ссуд (поддержка оборонных заводов и железных дорог, вливания на Петербургскую биржу для стабилизации курсов российских корпоративных бумаг и т.д.).

За исключением некоторых учреждений, в хлебных районах империи (Восточно-Черноземном и Малороссийском районах) дефицит государственного кредита в российской провинции ощущался повсеместно.

С началом первой мировой войны расширение сети учреждений Государственного банка стало жизненно важным  необходимо было аккумулировать свободные средства населения для покрытия военных расходов.

Преобразование казначейств в учреждения Государственного банка было сопряжено со многими сложностями. Казначейства отличались от отделений и агентств по структуре и характеру выполняемых операций: казначейство управлялось единолично казначеем, а его операции были ограничены в основном сбором налогов. Записи по операциям в казначействах не было принято вести, как в учреждениях Государственного банка, по двойной (французской) системе. Кроме того, в казначействах не было должностей контролера и учетно-ссудных комитетов. Все эти особенности затрудняли ведение в казначействах учетно-ссудной операции.

В 1915 г. Совет Государственного банка твердо высказался за решение давно назревшей проблемы увеличения сети учреждений Государственного банка. Предполагалось, что необходимые кадры для новых учреждений вполне можно будет набрать из персонала банка, состоявшего более чем из 6000 человек (6).

Одним из наиболее активных сторонников скорейшего решения данной проблемы стал член Совета Государственного банка от Министерства финансов Н.И. Бояновский. В свое время тесно связанный с курированием золоторазработок в Сибири (7), он хорошо знал истинное положение дел с развитием государственного кредита в российской провинции. Бояновский планировал укомплектовать штат новообразованных отделений за счет чиновников учреждений Государственного банка, эвакуированных с оккупированных германской армией территорий. Кроме того, для этих целей предполагалось выделить чиновников из Центрального управления в Петрограде.

Новые отделения в отличие от казначейств должны были основываться на современных принципах учета и отчетности, принятых в Государственном банке. Был разработан план введения отделений шести разрядов.

Отделения Государственного банка (по Н.И. Бояновскому) (8)

Типы отделений

I

II

III

IV

V

VI

Число сотрудников

24

12

10

9

7

6

Содержание личного состава,
тыс. руб.

28,4

19,9

16,6

14,4

11,1

9,3

Остальные сметные расходы,
тыс. руб.

7,2

5,6

4,5

4,4

3,7

3,6

Всего: содержание отделения, руб.

35,6

25,5

21,1

18,8

14,8

12,9

На обзаведение в год открытия, руб.

4,5

4,0

3,0

2,0

1,5

1,5

Всего: содержание в год открытия, тыс. руб.

40,1

29,5

24,1

20,8

16,3

14,4

План Н.И. Бояновского во многом опирался на положения, выработанные банковской комиссией 1892 года. Они сводились к созданию разветвленной сети учреждений Государственного банка, сгруппированных в банковские округа. Уже в 1916 г. предполагалось создать 32 отделения. Вновь созданные отделения должны были быть приписаны к существующим в этом районе учреждениям Государственного банка.

Новые отделения вне зависимости от разряда должны были осуществлять все банковские операции, предусмотренные для отделения Уставом Государственного банка 1894 г., но главнейшим и важнейшим их делом должен был стать мелкий кредит (9).

Основные операции вновь устроенных отделений  учет векселей, выдача ссуд под ценные бумаги, предоставление кредитов сельским хозяевам на оборотные средства, открытие подтоварных ссуд, купля-продажа ценных бумаг. Составляемая в отделениях отчетность должна была поступать в головное окружное учреждение Государственного банка, а оттуда  в Центральное управление.

Для новых банковских учреждений планировались более скромные сметы, чем были у существующих отделений. Содержание дорогих зданий или их аренда, автомобили для руководства и т.п. считались праздными расходами. В отношении помещений,  писал Н.И. Бояновский,  нужно совершенно забыть не только о наших собственных роскошных зданиях-дворцах, стоящих сотни тысяч, но и о дорогих арендных домах, часто являющихся лучшими в городах, в которых находятся банковские учреждения. Для новых отделений, которые будут открываться главным образом в уездных городах, нужно нанимать очень скромные помещения за недорогую плату, подобные тем, которые нанимают мелкие частные кредитные учреждения... Обстановка должна быть самая скромная. Нет никакой надобности в сотенных шкафах, дорогой мебели, изящных барьерах и проч. Обстановку нужно приобретать на месте и удовольствоваться теми предметами, какие могут сделать местные немудреные мастеровые. Такая обстановка будет вполне соответствовать и главнейшим клиентам маленького отделения  крестьянам и мелким торговцам и промышленникам. Не может быть речи и о собственных выездах и автомобилях, пожирающих деньги. Вообще нужно памятовать, что в нашей бедной стране роскошь более чем неуместна. Неизмеримо полезнее покрыть империю широкой сетью скромно обставленных банковых учреждений, чем незначительным числом богато обставленных (11).

Предельной экономии надо было придерживаться и при комплектовании персонала новых отделений: предполагалось нанимать служащих в самом ограниченном числе, в строгом соответствии с количеством работы11. При этом на управляющего следовало возложить не просто кабинетную работу, а ближайшее участие во всех мероприятиях учреждения (12).

Поставленная Н.И. Бояновским масштабная задача открытия 661 отделения в условиях военного времени не могла быть решена быстро. Поэтому предлагалось решать ее постепенно  в течение шести лет начиная с 1 января 1916 года. В каждом году планировалось открывать по 110 отделений.

При открытии отделения Государственного банка его тип (разряд) определялся в зависимости от суммы собираемого с данной местности налога: чем больше сумма налога, тем выше класс отделения. В наиболее крупных городах, где еще не было учреждений Государственного банка, отделения предполагалось открыть уже в 1916 году. К числу этих городов относились: Новочеркасск (Донская обл.), Елисаветполь (Елисаветпольская губ.), Скобелев (Ферганская обл.), Кутаис (Кутаисская губ.), Митава (Курляндская губ.), Кельцы (Келецкая губ.), Сувалки (Сувалкская губ.). Однако из них в 1916 г. было открыто лишь два отделения  в Новочеркасске и Елисаветполе. В 1917 г. количество предполагаемых к открытию отделений было поставлено в зависимость от доходности вновь образованных учреждений Государственного банка.

Всего за 1916 г. Государственный банк открыл 8 новых отделений. При этом... признано было целесообразным перенести часть работы Центрального управления по администрированию на места, то есть перейти к предусмотренной Уставом банка (ст. 47 Устава 1894 г.) окружной системе управления,  отмечалось в отчете Государственного банка за 1916 год (13).

В виде опыта в ближайшие годы планировалось создать два или три округа. В 1916 г. был образован первый опытный округ, в который вошли 4 отделения в городах Балакове, Бугуруслане, Бузулуке и Мелекесе Самарской губернии. Головным банковским учреждением округа стала Самарская контора, преобразованная из одноименного отделения в 1914 году.

В 1916 г. Самарский банковский округ реально включал в себя лишь Самарскую контору и Бугурусланское отделение. (Только в начале 1917 г. были открыты Балаковское и Бузулукское отделения, готовилось к открытию Мелекесское отделение.) Для комплектования большинства новых отделений, как и планировалось, использовались банковские служащие, эвакуированные с оккупированных немецкими войсками территорий. При этом образование набранного персонала оставляло желать лучшего  управляющие двух первых созданных учреждений окончили духовную семинарию, а большинство служащих получили образование в реальных, городских и уездных училищах. В большинстве отделений не были созданы учетные и ссудные комитеты, без которых было невозможно вести учетно-ссудные операции. В результате Самарский банковский округ  воплощение идеи создания грандиозной сети государственного кредита в провинции, предложенной еще С.Ю. Витте,  остался в истории лишь как малоизвестный эксперимент.

Более успешной была деятельность Государственного банка по увеличению своей филиальной сети в оккупированных областях Австро-Венгрии. Эта деятельность протекала в основном в 1915 г. и была связана с подготовительными мероприятиями по созданию Львовского временного отделения Государственного банка.

Главными задачами создания отделения были обслуживание российской армии и обеспечение потребности в деньгах местного населения. Кроме того, следовало аккумулировать значительную часть обращающихся в Галиции российских денег. Особое внимание уделялось обслуживанию тех русских купцов и промышленников, которые завяжут связи с Галичиной, а также мелких кредитных учреждений по ознакомлении с характером деятельности каждого из них (14).

Открытие временного отделения Государственного банка во Львове должно было способствовать скорейшей стабилизации хозяйственной жизни Галиции и пресечению ростовщических спекуляций, получивших широкое распространение из-за дороговизны кредита. Кроме того, необходимо было думать об укреплении на завоеванной территории позиций России. По мнению министра финансов П.Л. Барка, если Государственный банк не успеет занять более прочного положения, то на его место могут встать австрийские кредитные учреждения, имеющие уже многолетние связи с населением (15).

 

 

Рост сети учреждений Государственного банка

K началу года

Kоличество учреждений (постоянных)

1861

7

1870

45

1880

54

1890

91

1900

113

1910

122

1917

191

Первоначально деятельность нового отделения ограничивалась простейшими операциями, главным образом по приему вкладов, открытию текущих счетов и переводу сумм. Со временем отделение во Львове должно было начать активные операции. Первым шагом к реализации этих планов стала работа по переводу тех частей австрийского законодательства, которые касались производства кредитных операций (16).

Таким образом, к началу революционных событий 1917 г. Государственный банк имел богатый опыт работы в провинции и достаточно развитую филиальную сеть.

А.В. Бугров




1 Циркуляры Государственного банка конторам и отделениям, последовавшие с 1 января 1894 г.  Б. м. и г.  С. 72.

2 ЦИАМ, ф. 450, оп. 2, д. 83, л. 19-20.

3 ЦИАМ, ф. 450, оп. 2, д. 83, л. 13-17 об.

4 Казначейства, иначе называемые кассами Министерства финансов, занимались сбором государственных доходов, их хранением, производством платежей, пересылкой денежных сумм из одного казначейства в другое.

5 Отчет Государственного банка за 1910 г.  СПб., 1911.  С. XIII.

6 Комиссия (делегация) Совета Государственного банка по поверке отчета банка за 1914 г.  Пг., 1915.  С. 7.

7 Ефимкин А.П. Профессионалы Государственного банка: Николай Игнатьевич Бояновский // Проблемы совершенствования и развития банковской системы региона: Материалы II научно-практической конференции 23 декабря 1999 г.  Нижний Новгород, 2000.  С. 89?91.

8 Бояновский Н.И. Доклад о расширении сети учреждений Государственного банка.  Б. м. и г.  С. 17.

9 Бояновский Н.И. Указ. соч.  С. 26.

10 Бояновский Н.И. Доклад о расширении сети учреждений Государственного банка.  Б. м. и г.  С. 16.

11 Там же.

12 Бояновский Н.И. Указ. соч.  С. 17.

13 Отчет Государственного банка за 1915 г.  Пг., 1916.  С. XXI.

14 Высочайшие повеления 1915 г. (архивное дело, находящееся в библиотеке Банка России).  СПб., 1915.  Л. 50 об.

15 Там же.  Л. 51.

16 Там же.  Л. 54.


Материал подготовлен Департаментом внешних и общественных связей



Новости ББТ
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Валютный контроль" от 29.02.2024 Все новости
Наши мероприятия
09.04.2024
09.04.2024 - "Роль данных в современном банковском бизнесе"
05.04.2024
05.04.2024 - "Протекционизм в рыночной экономике"
19.04.2024
19.04.2024 - "Современное страхование жизни: проблемы и перспективы"
15.04.2024
15.04.2024 - "Цифровая экосистема исламских финансов"
12.04.2024
12.04.2024 - "От безналичных расчётов к цифровым валютам"
11.04.2024
11.04.2024 - "Обзор изменений банковского законодательства за IV кв 2023 г."
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы" Все новости
Новости для банков
09.04.2024
09.04.2024 - "Роль данных в современном банковском бизнесе"
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы"
29.03.2024
АСВ и ЦБ выработали типовое соглашение для применения в будущих проектах санации
29.03.2024
В ЦБ напомнили о работающих в России сервисах для безналичной оплаты
29.03.2024
Банки требуют объяснений Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости