Календарь мероприятий



Реформа Государственного банка накануне ХХ столетия (Принятие Устава 1894 г.)

...Из истории Банка России

Россия вступила на путь капиталистического развития значительно позднее многих западных стран и проходила его в более сжатые сроки. При этом процесс утверждения капитализма в России осложнялся наличием в ее экономике крепостнических пережитков, и прежде всего слабым развитием частной собственности, региональным хозяйственно-экономическим, этническим и культурным разнообразием. Все это обусловило неравномерность развития российского капитализма, тесное переплетение старых и новых форм, сложность социальной структуры.

Утверждение капитализма как господствующей социально-экономической системы относится уже к концу XIX ?началу XX в. В это время на посту министра финансов находился крупнейший государственный деятель России рубежа XIX-XX вв. С.Ю. Витте.?

Сущность либерально-консервативной экономической политики возглавляемого им министерства (в то время оно ведало почти всем народным хозяйством: промышленностью, торговлей, финансами, торговым флотом и т.п.) заключалась в том, чтобы модернизировать экономику, не производя при этом в ней глубоких структурных изменений. Сводилась эта политика в значительной мере к ускоренному развитию промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности от западных конкурентов и поощрения экспорта. Методом ее проведения было традиционное для России активное вмешательство государства в экономику. С.Ю. Витте осуществлял эту политику последовательно и со свойственными его личности решительностью, напористостью и размахом.

Государственный банк, находившийся в составе Министерства финансов, был главным органом этой экономической политики, важнейшим звеном огромного государственного хозяйства, на которое опиралось правительство.?

Главное внимание С.Ю. Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта. А начал он свою деятельность на этом посту с реформы Государственного банка.

Комиссия по подготовке нового Устава Государственного банка была учреждена императором Александром III 21 сентября 1892 г.

Председателем Высочайше утвержденной Комиссии по пересмотру Устава Государственного банка был назначен сам Сергей Юльевич Витте. Членами ее по назначению являлись 16 высших чинов четырех ведомств. Двенадцать из них были чиновниками Министерства финансов. Кроме того, в работе Комиссии принимали участие четыре члена по приглашению: бывший Управляющий Государственным банком и автор первого Устава Государственного банка Е.И. Ламанский, экономист-теоретик ординарный профессор Императорского университета Св. Владимира А.Я. Антонович, Председатель Правления Московского купеческого банка И.И. Билибин и член Совета Варшавского коммерческого банка Н.К. Флиге.?

Первое заседание Комиссии состоялось 11 января 1893 г. Его открыл С.Ю. Витте словами: Милостивые Государи! Согласно Высочайшему повелению Государя Императора Министерству финансов надлежит подвергнуть пересмотру Устав Государственного банка, обсудив предварительно вопрос об изменениях, которые следовало бы сделать в Уставе Банка, в особой Комиссии, в том составе, в каком она ныне присутствует. Затем С.Ю. Витте объявил, как будет организована работа по пересмотру Устава, и назвал ее основную цель, которую, по его словам, определил сам император. Цель эта должна была заключаться в предоставлении торговле и промышленности вообще, и сельскохозяйственной в особенности, возможных облегчений в пользовании кредитом. Таким образом, интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности сельскохозяйственной, должно было стать основным направлением деятельности Государственного банка после принятия нового Устава.?

Обсуждения на заседаниях Комиссии проходили по пяти основным направлениям, которые соответствовали главам будущего Устава. Очередность, в которой это происходило, явно указывала на приоритеты в предполагаемой деятельности банка. Первым блоком вопросов стали основные положения будущей четвертой главы Устава, посвященные коммерческим операциям. Следующими по порядку, а следовательно, и по значению были вопросы, связанные со средствами банка, его отношениями с Государственным казначейством, его провинциальными учреждениями, и, наконец, вопросы, связанные с управлением Государственным банком.

Со времени утверждения действовавшего на тот момент Устава, принятого одновременно с учреждением Государственного банка 31 мая 1860 г., прошло более 30 лет. Большая часть статей этого Устава отражала взгляды их автора Е.И. Ламанского (вошедшего и в состав комиссии по выработке нового Устава). Он был сторонником распространенной в середине XIX в. доктрины вещнаго и биржеваго кредита. Ей соответствовали и основные операции Государственного банка как банка краткосрочного коммерческого кредита: учет векселей, процентных бумаг и иностранных тратт; покупка и продажа золота и серебра; получение платежей по денежным документам за счет доверителей; прием вкладов; предоставление ссуд под обеспечение; покупка и продажа государственных бумаг за счет Банка и за счет доверителей.

Из этих операций наибольшее развитие в течение 1860-1880 гг. получили учет векселей, покупка и продажа процентных бумаг и ссуды под обеспечение процентными бумагами. Изменения и дополнения, которые вносились в Устав в течение этого времени, не затрагивали основных его положений. Одно из них, в частности, заключалось в том, что Банк имел право учитывать векселя только в том случае, если они были основаны на торговых сделках, а ссуды выдавались только под товары, залог ценных бумаг, золота и серебра. Разрешение в 1883 г. Государственному банку выдавать ссуды землевладельцам под соло-векселя было исключением из этого общего правила. По сути, это был ипотечный кредит. Под залоговые свидетельства на имения в Государственном банке помещикам открывался кредит для увеличения их оборотных капиталов на наем рабочих, покупку скота, приобретение сельскохозяйственных машин и орудий, удобрений и семян и т.п.

Что же касается промышленных ссуд, то Государственный банк их не выдавал. Для времени составления первого Устава банка это было вполне оправданно, поскольку в то время этот вид кредита считался наименее обеспеченным.

Кроме того, несмотря на развитие такой традиционной для России отрасли промышленности, как горнодобывающая, в первые пореформенные десятилетия российская промышленность производила в основном предметы потребления. Облик страны определяла легкая промышленность при ведущей роли в ней текстильной. Горнодобывающая промышленность в это время в основном была вверена заботам казны. Развитие же легкой промышленности в России было заслугой русских купцов, а они традиционно вели дела на свои средства. Таким образом, при том уровне промышленного развития, который был в России после отмены крепостного права, впрочем, как и десяток лет спустя, особого спроса на промышленный кредит не существовало.?

К началу 80-х гг. в России завершился промышленный переворот. Возникли новые отрасли промышленности ?угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение. К старым промышленным регионам ?Московскому, Петербургскому, Прибалтийскому, Уралу ?прибавились новые: южный угольно-металлургический (Донбасс и Южная Украина), Бакинский нефтедобывающий. Возникли крупные промышленные центры ?Баку, Харьков, Екатеринослав, Юзовка, Горловка, Нарва, Лодзь. Выросли крупные центры отечественного транспортного (Сормово, Луганск и Коломна) и сельскохозяйственного (Харьков, Одесса, Бердянск, Александров, Елисаветград) машиностроения.

Но, несмотря на интенсивное развитие промышленности, в России доминирующей частью экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, которое постепенно приобретало все более торговый, предпринимательский характер. В свою очередь торговое земледелие предъявляло спрос на улучшенные орудия обработки почвы, сельскохозяйственные машины и наемный труд. Для поддержки и ускорения этих процессов в экономике страны новый Устав Государственного банка должен был предусмотреть соответствующие виды кредитов и ссуд.?

В новом Уставе задачи Государственного банка в области экономического оборота формулировались очень широко. Вместо оживления торговых оборотов (Устав 1860 г., ст. 1) целью деятельности Банка должно было стать облегчение денежных оборотов, содействие посредством краткосрочного кредита отечественной промышленности и сельскому хозяйству (Устав 1894 г., ст. 1).

В соответствии с новым Уставом основной капитал банка увеличивался с 25 до 50 млн. руб., запасной должен был быть доведен с 3 до 5 млн. руб.

С целью содействия развитию торговли, промышленности и сельскому хозяйству учетная операция распространялась на векселя, не только основанные на торговых сделках, но и выданные для торгово-промышленных целей (Устав 1894 г., ст. 77). Срок предоставляемых кредитов был увеличен вдвое и доходил до 12 месяцев (ст. 78 прим.).

Расширена была и ссудная операция. По сравнению с Уставом 1860 г. увеличился срок, на который предоставлялись ссуды под товары, с шести месяцев до девяти, а на ссуды под металлы ?даже до 15 месяцев (ст. 110).

В новом Уставе отменялось всякое нормирование операций с ценными бумагами, которые Уставом 1860 г. ограничивались размером собственного капитала банка (Устав 1860 г., ст. 13). Увеличился и срок ссуд под заклад ценных бумаг. Если по Уставу 1860 г. они не могли превышать 6 месяцев, то по новому Уставу их предельный срок был установлен в 9 месяцев (ст. 129).

Основной особенностью нового Устава стало предоставление Государственному банку права открывать кредиты и выдавать ссуды под соло-векселя (т.е. под векселя с одной подписью векселедателя), обеспеченные: залогом недвижимого имущества; залогом сельскохозяйственного или фабрично-заводского инвентаря (машин и орудий производства); поручительством и другими благонадежными обеспечениями по ближайшему указанию министра финансов (Устав 1894 г., ст. 89). Эти кредиты и ссуды предоставлялись при условии четко сформулированных целей, указываемых самим заемщиком. Кредиты и ссуды выдавались только для снабжения оборотными капиталами и необходимым инвентарем сельского хозяйства, промышленных предприятий, ремесленников, кустарей и мелких торговцев (ст. 90).?

Ссуда одному промышленному предприятию не должна была превышать 500 тыс. руб., а отдельному мелкому торговцу ?600 руб. (ст. 97).?

Если обеспечением соло-векселей было недвижимое имущество, заемщикам мог быть открыт кредит в сумме предоставленных соло-векселей. Кредит открывался на основании специального текущего счета. Срок его не должен был превышать 12 месяцев, но по истечении этого срока кредит мог быть возобновлен на тот же срок с заменой старых соло-векселей на новые (ст. 92).?

Ссуды на приобретение инвентаря не могли превышать 3 лет (ст. 99).

Со значительными оговорками, но восстанавливалось фактически давно прекращенное открытие кредитов земствам и городам. Государственный банк в пределах свободных средств, за покрытием торгово-промышленных потребностей мог открывать эти кредиты для снабжения земств и городов оборотными средствами на условиях и в размерах, определяемых в каждом отдельном случае по взаимному соглашению министров финансов и внутренних дел (ст. 138).

Для организации мелкого сельскохозяйственного, промышленного и товарного кредита новый Устав предусматривал производство операций через посредников. Посредникам, в роли которых могли выступать земства, частные банки, общества взаимного кредита, ссудо-сберегательные товарищества и другие учреждения мелкого кредита, а также артели, имевшие утвержденные правительством уставы, выдавались ссуды на оборотные средства и на приобретение инвентаря мелкими землевладельцами и арендаторами, крестьянами, кустарями и ремесленниками, а также ссуды под заклад предметов мелкого производства. Кроме того, с целью поддержания мелкого бизнеса новый Устав предусматривал выдачу всем клиентам ссуд под находившиеся в пути или предназначенные к перевозке товары (ст. 139).

Для пореформенной России характерно было развитие капитализма вширь, т.е. распространение его на новые, еще не освоенные территории. В соответствии с новым Уставом предполагалось распространить деятельность Государственного банка на те местности, где отсутствовали банковские учреждения, но была потребность в них. Новый Устав предполагал открытие в них агентств Банка. Агентства должны были исполнять поручения местных учреждений Банка по выдаче и приему денег не свыше определенной суммы, собирать необходимые для руководства Банка сведения о местных экономических условиях и кредитоспособности заемщиков, наблюдать за целевым употреблением ссуд, следить за сохранностью закладов и залогов (ст. 71).

С учреждением по всей стране сети агентств возникал вопрос о том, как они будут управляться. Подчинить их так же, как конторы и отделения, напрямую центральному управлению было невозможно. В связи с этим в Уставе Банка появились пункты о так называемой окружной системе. Статус окружных органов придавался конторам Государственного банка. Им должны были подчиняться распределенные по округам отделения, а агентства подчинялись или отделениям, или напрямую конторам (ст. 47).

Одновременно новый Устав предусматривал привлечение к производству простейших банковских операций местных казначейств (ст. 46). Поскольку казначейства были в большинстве пунктов, имевших сколь-нибудь крупное торгово-промышленное значение, это было оправданно.

Новый Устав внес изменения в организацию управления Банком.

По Уставу 1860 г. Банк находился в ближайшем ведении министра финансов и под наблюдением Совета государственных кредитных установлений (ст. 109).

По новому Уставу Государственный банк подчинялся непосредственно министру финансов (ст. 24), которому принадлежало высшее руководство деятельностью Банка (ст. 25). По его указанию проводились операции с золотом и процентными бумагами, а также особые операции за счет разных ведомств и учреждений (ст. 25). Кроме того, на его утверждение представлялись дела, окончательное решение по которым выходило за пределы компетенции Совета Банка.?

Государственный банк был выведен из-под надзора Совета государственных кредитных установлений и наравне с другими департаментами Министерства финансов поставлен под надзор Государственного контроля. Ревизии Государственного контроля подлежали расходы банка (ст. 12) и его операции за счет казны (ст. 15). Государственный контролер должен был представлять свое заключение по годовому отчету Банка перед тем, как министр финансов представлял его в Государственный совет (ст. 13). Кроме того, на Государственный контроль возлагалось свидетельствование денежных касс Банка и хранящихся в кассах и кладовых ценностей (ст. 16).

Общее управление Государственным банком возлагалось на Совет, который заменил Правление (по Уставу 1860 г.), и Управляющего Банком. Состав Совета Банка по сравнению с составом Правления значительно расширился. В него входили: директор Особенной канцелярии по кредитной части, член от Государственного контроля, товарищи управляющего Банком, управляющий С.-Петербургской конторой Банка, члены от Министерства финансов (их число не ограничивалось), один член от дворянства и один ?от купечества. Председателем Совета Государственного банка был его Управляющий (ст. 27). Представители правительственных ведомств пользовались в Совете совещательным голосом и могли в случае несогласия с большинством Совета представлять свои особые мнения (ст. 32 прим.).

При Совете Банка под руководством его Управляющего находились отдел кредитных билетов, юрисконсульт, судебный отдел, отдел местных учреждений, центральная бухгалтерия, инспекция, канцелярия и управление государственными сберегательными кассами (ст. 26).

Операции Банка, состоявшие в ведении Совета, подразделялись на два вида: требовавшие утверждения министра финансов и решаемые властью Совета. К операциям, представляемым на утверждение министра, относились изменение или дополнение устава, рассмотрение и изменение правил операций и порядок делопроизводства, счетоводства и отчетности учреждений банка, обсуждение сметы расходов, рассмотрение годичного отчета, строительство и приобретение помещений для контор банка и его служащих, открытие и закрытие местных учреждений, определение числа директоров в конторах, кроме С.-Петербургской, избрание членов учетно-ссудных комитетов, допущение к учету векселей на срок свыше 6 месяцев, определение размера процентов по коммерческим операциям и условий по вкладам, рассрочка и отсрочка долгов по неопротестованным векселям на любую сумму, списание со счетов безнадежных и неправильно числящихся долгов на суммы, превышающие назначенные министром финансов пределы для окончательного решения этих дел в Совете Банка, разрешение ссуд под инвентарь иностранного производства и прием в заклад иностранных товаров, открытие бланковых кредитов (ст. 29.I).?

По сравнению с Уставом 1860 г. был расширен круг операций, подлежавших окончательному разрешению Совета. К этим операциям относились: определение круга операций местных учреждений и числа членов учетно-ссудных комитетов, разрешение разногласий Правлений контор с учетно-ссудными комитетами, разрешение досрочного взыскания ссуд под соло-векселя с обеспечением, утверждение росписи товаров, под которые выдаются ссуды из Банка, и списка предприятий, товарные документы которых принимаются в обеспечение по ссудам, разрешение отсрочки принудительной продажи заложенных товаров, указание не гарантированных правительством ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по ссудам, установление оценок ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по ссудам, утверждение формы отчетов посредников по выдаче ссуд, разрешение местным учреждениям Банка на производство комиссионных операций и определение размера платы за их исполнение, определение порядка хозяйственного заведования оставшимся за Банком имуществом до его продажи (ст. 29.II).

Исполнительная и отчасти распорядительная власть в Государственном банке принадлежала его Управляющему. По сравнению с Уставом 1860 г. его полномочия по отношению к Совету банка расширились. К обязанностям Управляющего банком относились: общее руководство операциями и общее наблюдение за правильностью делопроизводства, исполнением Устава и наказа Банка, а также сохранность всех его касс и ценностей; сношения и переписка от имени Банка; распоряжения, касающиеся личного состава служащих; назначение ревизий и командировки служащих по делам службы; распоряжение расходами с правом передвижения кредитов в пределах годовой сметы Банка; составление и представление годовой сметы и отчета; заведование по указанию министра финансов операциями, возлагаемыми на банк за счет казны, а также операциями с золотом и процентными бумагами, принадлежащими банку и сберегательным кассам; заведование по поручению министра финансов особыми операциями по займам, конверсиям и т.д.

Новый Устав Государственного банка был утвержден императором Александром III 6 июня 1894 г., и формально (поскольку после Октябрьской революции 1917 г. этот Устав не был отменен) на основании этого Устава Банк работал до времени своей ликвидации в январе 1920 г. Но фактически многие пункты этого Устава перестали применяться уже через несколько лет или вообще не были введены в действие. Связано это было прежде всего с тем, что Устав 1894 г. вошел в противоречие с принципами построения денежной системы России, преобразование которой началось год спустя после принятия Устава. Как известно, в 1895-1898 гг. в России была проведена денежная реформа, в результате которой в стране был введен золотой монометаллизм. Государственный банк стал эмиссионным центром страны. Установлен был размен государственных кредитных билетов на золотую монету, и для обеспечения свободного размена выпуск кредитных билетов был ограничен очень жесткой нормой: лишь в пределах до 600 млн. руб. золотое покрытие могло ограничиваться 50%, а сверх этой суммы кредитные билеты должны были быть покрыты золотом полностью. Поэтому Государственный банк для сохранения постоянного эмиссионного резерва должен был всегда держаться на некотором расстоянии от эмиссионного лимита. В результате политика широкой поддержки торговли и промышленности за счет средств Банка не была реализована.

Не реализованной на практике осталась и окружная система. Те функции, которые должны были выполнять агентства, взяли на себя местные казначейства. В результате, как и до принятия Устава 1894 г., конторы и отделения Банка продолжали напрямую подчиняться центру.

?

И.Н. Левичева


Материал подготовлен Департаментом внешних и общественных связей ЦБ РФ



Новости ББТ
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 31.10.2024
31.10.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие НИИИ/МР" от 31.10.2024 Все новости
Наши мероприятия
26.11.2024
26.11.2024 - "Первая работа. Путеводитель"
25.11.2024
25.11.2024 - "Как ключевая ставка Банка России позволяет управлять инфляцией"
22.11.2024
22.11.2024 - "Инфляция и рынок труда"
05.11.2024
05.11.2024 - "Розничные инвесторы и торговля на бирже"
22.10.2024
22.10.2024 - "Основы потребительского кредитования. Обзорная лекция" Все новости
Новости для банков
09.07.2024
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БАНКОВ
20.12.2024
Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 21,00% годовых
20.12.2024
В Госдуму внесли законопроект, повышающий правовую защиту потребителей финансовых услуг
20.12.2024
Сенаторы одобрили закон о предупреждении о рисках в рекламе кредитов
20.12.2024
NBJ и АРБ назвали победителей Национальной банковской премии - 2024 Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости