Деятельность Свердловской областной конторы Госбанка СССР в послевоенные годы.
...Из истории Банка России
Во время Великой Отечественной войны многие предприятия из европейской части России были эвакуированы в восточные регионы страны, в частности на Урал. Когда закончилась самая разрушительная война в истории человечества и началась мирная жизнь, первоочередной задачей стало восстановление народного хозяйства. После войны большая часть эвакуированных предприятий осталась на Урале и продолжала производить главным образом военную продукцию. С этого времени Уральский регион сохранял и укреплял свою роль как одного из центров военно-промышленного комплекса страны.
В 1945 г. производство промышленной продукции на Урале увеличилось по сравнению с довоенным 1940 г. более чем втрое. С ростом всего народного хозяйства повысилась значимость Государственного банка СССР, его областных контор. Значительно увеличились объемы банковских операций. Кредитные вложения в народное хозяйство Свердловской области возросли с 892 млн. руб. на 1 января 1941 г. до 2013 млн. руб. к концу 1945 года. Налично-денежный оборот, проходивший через Свердловскую контору, составил в 1945 г. свыше 12 млрд. руб. против 7 млрд. руб. в 1940 году.
В годы войны пришлось много поработать над тем, чтобы добиться укрепления финансового хозяйства предприятий, особенно созданных на базе фабрик и заводов, эвакуированных из прифронтовых районов или построенных на Урале во время войны. Потребовалась большая работа по урегулированию расчетов эвакуированных предприятий со своими прежними поставщиками и покупателями, по налаживанию их учета и отчетности.
При кредитовании предприятий Свердловская областная контора Госбанка СССР оказывала предпочтение тем из них, которые снижали себестоимость продукции. Если же завод или фабрика превышали установленную себестоимость, контора разрабатывала совместно с руководителями предприятий меры, обеспечивавшие ее снижение. Большинство фабрик и заводов Свердловской области добились в первом полугодии 1945 г. серьезных успехов. Так, завод Главцветметобработка, выполнивший план первого полугодия 1944 г. на 107,1%, снизил себестоимость продукции на 13,4% (при задании главка 7,6%) и благодаря этому сэкономил 5769 тыс. рублей. Уральский оптико-механической завод добился снижения себестоимости продукции на 15,7% и дал 330 тыс. руб. экономии.
На протяжении войны Свердловская областная контора Госбанка СССР уделяла много внимания внедрению безналичных взаимных расчетов. К началу войны в Свердловской области действовало 4 бюро взаимных расчетов (БВР), а в 1944 г. их было уже 9. Денежный оборот за 1944 г. составил 3139,5 млн. руб., из них зачтенный оборот ? 1345,4 млн. руб., или 46% общего оборота, разовые зачеты и периодические расчеты по сальдо были равны 375 млн. руб., а зачет составил 51% общего оборота.
В первые годы войны Свердловская контора не выполняла кассового плана, но начиная с IV квартала 1944 г. положение улучшилось ? кассовые планы не только выполнялись, но и перевыполнялись.
Сотрудники конторы систематически следили за ходом товарооборота, проверяли состояние товарных остатков в торговых организациях, принимали меры к скорейшему продвижению товаров в товаропроводящую сеть и вели борьбу с незаконным бронированием товаров. Например, Свердловская контора Алюминьпродснаба по распоряжению своего главка надолго задержала реализацию товаров стоимостью 1933 тыс. рублей. После проверки сотрудниками Свердловской конторы структуры товарных запасов на месте была обоснована целесообразность немедленной их продажи. Контора прекратила кредитование забронированных товаров в целевом порядке. В результате принятых мер товары были проданы. По настоянию работников областной конторы была пущена в продажу также часть неправильно забронированных Североуральской конторой Алюминьпродснаба хлопчатобумажных тканей.
На ряде уральских предприятий в процессе перестройки возникли значительные финансовые затруднения, неплатежи по ссудам банка и поставщикам. Все это потребовало от Свердловской конторы усиления экономической работы, углубленного изучения причин возникших затруднений. На основе этого изучения были своевременно вскрыты причины финансовых затруднений на предприятиях Главуралмета, Главуралмеди и др. и приняты меры по их преодолению.
На предприятиях Свердловской области к концу войны образовались большие сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей. При рассмотрении кредитных планов на IV квартал 1945 г. и I квартал 1946 г. обслуживаемых Свердловской конторой Госбанка СССР главков и трестов была тщательно проанализирована структура остатков материальных ценностей и выявлены излишние ценности для реализации другим предприятиям. Указания Правления Госбанка СССР областным конторам о контроле над реализацией излишних и ненужных данному предприятию материалов обязывали Свердловскую контору значительно усилить работу по мобилизации внутренних ресурсов в хозяйстве.
К числу существенных недостатков в работе Свердловской конторы Госбанка СССР в этот период следует отнести недостаточное участие в вовлечении в товарооборот продукции местного производства. Не было предпринято активных действий по расширению выпуска товаров из местного сырья, а уже выпускавшиеся товары такого рода попадали в основном не в торговую сеть, а внерыночным потребителям. Так, промкооперация города Свердловска выполнила план выпуска товаров ширпотреба за 9 месяцев 1945 г. на 96,7%, а местная промышленность за тот же период ? на 102,5%. Между тем договоры с торгующими организациями на поставку им товаров были выполнены только на 25,3 и 57,4% соответственно.
Свердловская контора Госбанка СССР добивалась увеличения производства товаров широкого потребления. В течение IV квартала 1944 г. конторой было выделено на эти цели около 200 тыс. руб., а только за полтора месяца IV квартала 1945 г. предприятиям было выдано около 1 млн. рублей.
Огромное значение имело Постановление правительства от 21 июня 1945 г. ?О восстановлении цехов ширпотреба на предприятиях союзного и республиканского подчинения?. Свердловская областная контора поставила себе целью установить систематический контроль над ходом выполнения этого постановления предприятиями. Вышестоящие инстанции систематически информировались конторой о ходе восстановления старых цехов и организации новых.
Сотрудники Свердловской конторы осуществляли также контроль за продвижением товаров рыночного фонда. При этом было установлено, что промышленные базы уклонялись от отгрузки товаров, предлагая торгующим организациям выбирать причитающиеся им товарные фонды на месте. ОРСы и продснабы области были вынуждены организовывать в Свердловске перевалочные базы и свозить туда товары до их отгрузки. На этих базах товары задерживались на срок до 2?3 месяцев.
Содержание перевалочных баз, не предусмотренное никакими сметами, увеличивало издержки торгующих организаций и влекло за собой убытки. Только 8 конторами Алюминьпродснаба, находящимися в Свердловской области, на содержание баз было израсходовано в 1945 г. свыше 900 тыс. рублей.
Для решения этой проблемы и ускорения отгрузки товаров контора установила список районов, в которые товар действительно отгружался из областного центра автотранспортом. Предъявляемые поставщиками платежные требования, в которых указывалось, что товар вывезен автотранспортом, принимался на инкассо только с указанием номеров транспортных документов. Обо всех случаях задержки товаров на перевалочных базах Свердловская контора информировала вышестоящие инстанции и принимала меры к быстрейшей отгрузке товаров. Контора применяла санкции к торгующим организациям, которые акцептовали платежные требования поставщиков за невывезенные товары.
Госбанк СССР и его областные конторы принимали активное и непосредственное участие в послевоенном восстановлении народного хозяйства, аккумулируя кредитные ресурсы и направляя их на нужды общественного производства.
В 1946 г. на основе Постановления Совета Министров СССР от 22 мая Госбанк СССР был введен в состав Министерства финансов СССР.
Успешное развитие народного хозяйства связывалось руководством страны с повышением личной ответственности и приближением правил гражданской службы к правилам военных ведомств. 10 июня 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ ?О введении персональных званий для руководящих и ответственных работников финансовых и банковских органов?. Персональные звания были установлены для четырех групп работников финансово-кредитной системы: высшего руководства, старшего руководящего составов, среднего и младшего составов.
Персональные звания для высшего руководящего состава органов советской финансово-кредитной системы были следующие: ?Генеральный государственный советник финансовой службы?, ?Государственный советник финансовой службы I, II, III рангов?. Для старшего руководящего состава советских финансистов и банковских сотрудников были введены звания ?Старший советник финансовой службы? и ?Старший советник финансовой службы I, II, III рангов?. Персональные звания работников среднего и младшего составов были аналогичными: ?Советник финансовой службы I, II, III рангов? и ?Младший советник финансовой службы I, II, III рангов?.
Персональное звание ?Генеральный государственный советник финансовой службы? никому из советских банковских служащих не присваивалось ? их должностям соответствовали звания более низких уровней и рангов. Этому званию соответствовала только должность Министра финансов СССР. Сначала оно было присвоено А.Н. Косыгину, затем ? сменившему его 29 декабря 1948 г. А.Г. Звереву.
Председателю Правления Государственного банка СССР В.Ф. Попову в соответствии с его должностью было присвоено персональное звание ?Государственный советник финансовой службы?. Больше никто из банковских служащих такого звания никогда не имел. Заместителям В.Ф. Попова и членам Правления Госбанка СССР Совет Министров СССР 20 октября 1948 г. присвоил персональные звания ?Государственный советник финансовой службы I, II, III рангов?.
Должности управляющих республиканскими конторами (в союзных республиках), а также Московской городской, Ленинградской городской и Свердловской областной конторами Госбанка СССР соответствовали персональным званиям ?Государственный советник финансовой службы II и III рангов?.
В форменное обмундирование руководящих сотрудников системы Министерства финансов СССР входили парадный пиджак с брюками и парадная фуражка. Парадный форменный пиджак был с воротником из темно-зеленого бархата. На обшлагах и концах воротника такого пиджака делалось золотое шитье в виде дубовых листьев.
Персональные звания ?Старший советник финансовой службы? и ?Старший советник I и II рангов? соответствовали должностям начальников управлений и самостоятельных отделов Правления Госбанка СССР, главного бухгалтера и главного ревизора. Должностям заместителей соответствовали персональные звания ?Старший советник финансовой службы II и III рангов?. Такие же персональные звания соответствовали должностям управляющих краевыми и областными (в автономных республиках ? республиканскими) конторами Госбанка СССР, непосредственно подчиненных его Правлению, и их заместителей.
Ответственным, но не руководящим должностям работников системы Госбанка СССР, входящих в исполнительный аппарат специалистов любого учреждения банка, соответствовали персональные звания ?Советник финансовой службы? и ?Советник финансовой службы I, II, III рангов?.
Все имевшие персональные звания банковские сотрудники при исполнении ими служебных обязанностей должны были носить установленную форму одежды со знаками различия. Цвет форменной одежды руководящих и ответственных работников финансовых и банковских органов был темно-зеленым.
Аттестованным банковским служащим среднего и младшего составов полагалось повседневное форменное обмундирование: однобортный китель, брюки навыпуск без манжет с темно-коричневым кантом по шву, фуражка, черные закрытые ботинки типа полусапожек, плащ из прорезиненной ткани, демисезонное пальто, зимнее пальто на ватиновой подкладке с пристегивающимся воротником из черной мерлушки, шапка-кубанка из такого же меха.
Форменное обмундирование старших советников финансовой службы отличалось тем, что вместо однобортного кителя с пятью позолоченными пуговицами им полагался двубортный пиджак с шестью такими же пуговицами, а вместо черной мерлушки ? черный каракуль. Женская форменная одежда отличалась лишь тем, что к жакету, заменявшему пиджак, или кителю полагалась юбка, вместо ботинок ? туфли. Фуражку и кубанку заменяли соответственно берет и шапка-ушанка.
Порядок ношения сотрудниками форменной одежды был регламентирован ?Правилами внутреннего трудового распорядка для работников органов системы Министерства финансов СССР?. В них, например, указывалось, что ?форменная одежда должна быть застегнута на все пуговицы, иметь эмблему и знаки различия и всегда поддерживаться в опрятном состоянии (костюм вычищен и разглажен, ботинки вычищены)?.
С форменной одеждой сотрудники не имели права носить зонты и громоздкие свертки, хозяйственные сумки и рюкзаки. Можно было носить портфели, папки, чемоданы, небольшие свертки и дамские сумочки. Иметь при себе трости дозволялось лишь в случаях, ?связанных с инвалидностью?. Запрещалось одновременное ношение предметов одежды от парадного и повседневного мундиров.
12 июля 1954 г. были приняты Указ Президиума Верховного Совета СССР ?Об отмене форменной одежды и персональных званий и знаков различия для работников гражданских министерств и ведомств? и соответствующее постановление Совета Министров СССР. С этого момента персональные звания и форменная одежда работников гражданских ведомств стали достоянием истории.
Отмена персональных званий снизила значимость высшего и среднего специального финансово-экономического образования для сотрудников системы Госбанка СССР, но ненадолго. Правлением Государственного банка СССР было дано указание ? к 1960 г. все номенклатурные работники, управляющие отделениями, главные бухгалтеры и кредитные инспекторы должны иметь профессиональное образование; не имеющие его должны быть к этому времени заменены. Упраздненный ?Табель должностей? фактически сохранял свое значение: Госбанку СССР требовались квалифицированные кадры. Надежды некоторых банковских сотрудников на то, что после 12 июля 1954 г. учиться будет уже не обязательно, не оправдались. Кадровая политика руководства Государственного банка СССР продолжала и в новых условиях стимулировать получение банковскими работниками высшего и среднего специального финансово-экономического образования. Как таковые персональные звания самоцелью при их введении не являлись. В сложных послевоенных условиях они были лишь средством повышения личной ответственности сотрудников финансового ведомства.
Материал подготовлен Главным управлением Банка России по Свердловской области
|