Календарь мероприятий


Главное управление ЦБ РФ по Ульяновской области

     1866 - 1917 годы

    5 октября 1866 года открылось Симбирское отделение Государственного банка Российской империи. Сначала оно располагалось на Покровской (ныне Л. Толстого) улице в арендуемом у купца Беляева каменном флигеле. Впоследствии был куплен 2-этажный каменный особняк с прилегающей к нему усадьбой на углу Большой Саратовской и Комиссариатской улиц (ул. Гончарова и Кузнецова), первоначально принадлежавший штаб-ротмистру П.И. Родионову (здание не сохранилось).

    Симбирское отделение осуществляло широкий круг банковских операций: ведение текущих счетов, обмен кредитных билетов, переводы денежных сумм, прием вкладов, выдача ссуд под залог государственных бумаг, учет коммерческих векселей, предоставление вексельных кредитов и ссуд под залог товаров, распространение облигаций государственного займа. Собственного капитала отделение не имело, так как все нужные суммы высылались ему Государственным банком. В качестве резервного капитала Государственный банк выделил отделению 50тыс. руб., и сумма эта впоследствии не менялась. Общие обороты отделения постоянно росли: в 1872г. они составили 73,5млн. руб., в 1896г. - 99млн. руб., а в 1897г. - 158млн. руб.

    На рубеже веков функции Симбирского отделения Государственного банка расширились, резко возросли объемы оборотов с казначейством, межбанковские обороты, увеличились поступления денежных средств во вклады и текущие счета.

    В 1904-1905г.г. Симбирское отделение переехало в новое здание, построенное рядом с прежним. Ныне это театр кукол (ул. Гончарова,10).

 

    В этот период при Симбирском отделении были созданы инспекция по мелкому кредиту, призванная оживить и развить деятельность кредитной кооперации губернии (1908г.) и Расчетный отдел для осуществления зачетов взаимных требований клиентов крупных банков города (1912г).  Отделение принимало участие в упорядочении хлебной торговли, вкладывая средства в сооружение крупных элеваторов и зернохранилищ. Основные кредитные средства в губернии шли на развитие торговли и мелких промышленных предприятий, на покупку сельхозмашин (с 1911г). 

1917 - 1919 годы

    После Октябрьской революции 1917 года в числе первых государственных актов большевиков было объявление банковского дела монополией Советского государства. Рядом декретов СНК и ВЦИК конца 1917 - начала 1918г. были упразднены Дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки, национализированы все частные акционерные банки и кредитные организации, а их активы и пассивы переданы в Государственный банк.

    С 1918г. Государственный банк стал называться Народным банком Советской республики. Его руководителями стали специально назначенные комиссары, а вся кредитно-банковская система непосредственно подчинялась Народному комиссару финансов.

    Деятельность единственного отделения Народного банка, оставшегося в Симбирске, постепенно сворачивалась в связи с сокращением товарно-денежных отношений, вызванным политикой военного коммунизма. Осенью 1918г. прекратилось кредитование национализированных предприятий, поскольку они перешли на сметное финансирование. После введения продразверстки отпала необходимость в кредитовании операций по заготовке хлеба. Таким образом, банковские функции в условиях централизованной принудительно-распределительной системы становились ненужными. Существование Народного банка РСФСР стало нецелесообразным, и декретом СНК РСФСР от 19 января 1919г. он был упразднен.

 1921 - 1943 годы

    Провозглашенная государством новая экономическая политика, реанимированные ею формы производственных и торговых отношений потребовали возобновления работы кредитных учреждений.

    1 апреля 1922 года начинает свою деятельность Симбирское (с 1924г. Ульяновское) отделение Государственного банка РСФСР.   С этого времени и до 1997г. банк располагался в бывшем доходном доме симбирского купца А.Т. Токарева, построенном предположительно в 1912-1913г.г. (ул. Гончарова,50).

    Главной его функцией являлось централизованное кредитование и финансирование народного хозяйства, а основой кредитное планирование. Одновременно Ульяновское отделение Государственного банка привлекало денежные сбережения населения и стало одним из ведущих контрагентов губернии по размещению государственных займов. Оживление товарооборота, всей хозяйственной жизни страны благодаря успешно проведенной денежной реформе 1922-1924г.г. сказалось на быстром увеличении банковских оборотов, росте прибылей отделения. Наряду с отделением Госбанка СССР в губернии действовали местные отделения Сельхозбанка и Коммунального банка.

    В 1928г. Ульяновская губерния была преобразована сначала в округ, а затем в район, вошедший в состав Куйбышевской области. В ходе реорганизации банковской системы страны, обусловленной кредитной реформой 1930-1932гг., на территории района помимо Ульяновского отделения Госбанка СССР с середины 30-х годов создается ряд уездных отделений.

1943 - 1990 годы

    19 января 1943 года Ульяновское отделение Государственного банка СССР было реорганизовано в областную контору Государственного банка СССР. В подчинение конторы перешли 26 отделений Госбанка СССР, переданных из Куйбышевской и Пензенской областных контор. Главной  задачей  конторы в это время стала аккумуляция средств предприятий и населения и направление их на нужды обороны страны.

    После окончания Великой Отечественной Войны перед конторой встали новые задачи: ликвидировать  последствия войны, участвовать в восстановлении народного хозяйства, переводе его на выпуск гражданской продукции. Все это привело к резкому увеличению объема работ, выполняемых конторой и ее отделениями. Еще более активно стали развиваться кредитные связи банка с предприятиями. Крупнейшими клиентами конторы в этот период были: Ульяновский автомобильный завод, завод малолитражных двигателей, "Контактор", приборостроительный и др. Менялась и структура кредитных вложений. Особенно быстрыми темпами после войны росли кредитные вливания в интенсивно развивающиеся строительство, сельское хозяйство и торговлю.

    В 1959 году в подчинение Ульяновской областной конторы Госбанка СССР перешли облконторы Сельскохозяйственного и Коммунального банков, а в  1962 году -  сберегательные кассы.

    В 1980-х годах на обслуживании областной конторы находились свыше тысячи предприятий и организаций, для чего было открыто более 30 тысяч расчетных, текущих, ссудных и различных лицевых счетов. За 40 лет существования конторы объем краткосрочных кредитов, направленных на развитие народного хозяйства области, вырос в 58 раз, в 10 раз увеличились долгосрочные кредитные вложения в сельское хозяйство, более чем в 12 раз - поступление наличных денег в кассы банка.

    Положительный опыт Ульяновской конторы по организации денежного обращения в области неоднократно отмечался и поощрялся республиканской конторой Госбанка.

 1991 ? 2001 годы

    В начале 90-х годов в Ульяновской области, как и в целом по стране, начался процесс становления и развития двухуровневой банковской системы. Первый уровень ? Центральный Банк, представленный на уровне области Главным  управлением,  преобразованным из Ульяновской конторы Госбанка СССР, с сетью расчетно-кассовых центров, а второй уровень - коммерческие банки, созданные на базе специализированных государственных банков и самостоятельно.

    В этот период сотрудники Главного управления принимали самое непосредственное участие во всех крупных банковских мероприятиях последнего десятилетия XX века, достаточно назвать обмен купюр советского образца, предоставление централизованных кредитных ресурсов, переход на новый план счетов, деноминацию, работу по защите интересов вкладчиков, мероприятия по нормализации расчетов после августа 1998 года.  Главное управление  участвовало в проведении  денежно-кредитной политики  на территории области, обеспечивало устойчивость рубля,  стремилось  нацелить кредитные организации  на более эффективное взаимодействие   банковского сектора и областной экономики, на повышение инвестиционных возможностей   банков.

    В 1992-94 годах Главное управление через коммерческие банки активно кредитовало предприятия области. Централизованные ресурсы шли на развитие предприятий аграрно-промышленного комплекса, торговли, промышленности, транспорта, потребкооперации, причем, кредиты выдавались на различные цели. В экономику региона за эти годы было вложено 213,7 млрд. руб. (неденоминированных) централизованных кредитов. Так как не все сельскохозяйственные предприятия области смогли отдать взятые кредиты, Правительство РФ в 1995 году приняло решение о переоформлении долгов сельскохозяйственных предприятий в государственный внутренний долг через векселя Минфина РФ. Выкуп в 1996 году у коммерческих банков области векселей, номинальная стоимость которых составила 9,1 млрд. неденоминированных рублей, способствовал оживлению платежного оборота в районах области.

    В 1995-96 годах коммерческие банки области через кредитные аукционы, проводимые  Банком России,  получали  централизованные ресурсы.

    Являясь органом, организующим обращение наличных денег, Главное управление в этот период решало соответствующие задачи, и, прежде всего, такую, как своевременное подкрепление резервных фондов области. Кроме того, в связи с появлением в обращении фальшивых денег ГУ с 1994 года стало заниматься вопросами экспертизы денежных знаков.  Выявленные фальшивые российские денежные знаки, доллары США и марки Германии изымались из платежного оборота.

    В 1993 году Главное управление приступило к контролю за осуществлением уполномоченными банками функций агентов валютного контроля и соблюдение резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности репатриации в страну экспортной выручки и ограничение утечки капитала.

    В связи с возникновением и развитием коммерческих банков, важной задачей Центрального Банка стало осуществление банковского регулирования и надзора, в функции которого входит проведение анализа и оценки финансового состояния кредитных организаций, осуществление контроля за соблюдением требований действующего законодательства и нормативных актов, применение в соответствующих случаях мер надзорного реагирования. Для решения этих задач в Главном управлении были созданы органы банковского надзора, которыми проверялось соблюдение банками нормативов, установленных вышедшей в апреле 1991 года Инструкцией ?1; осуществлялся прием и анализ отчетности банков, число которых доходило  до 19. Наработанный опыт позволил специалистам Главного управления не только отслеживать показатели деятельности банков, но и более адекватно оценивать их реальное положение, применяя при необходимости корректирующие меры воздействия. Становление банковской системы, "болезни ее роста" требовали постоянного осуществления санационных мероприятий в проблемных банках и активизации ликвидационных процедур в банках с отозванными лицензиями в целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Данным направлением надзора Главное управление начало заниматься в 1997 году. К тому времени лицензии на совершение банковских операций уже были отозваны у 5 банков. Если система надзора за банками к этому времени была подкреплена соответствующими нормативными и правовыми актами, определенными методиками, то контроль за ликвидацией осуществлялся в условиях, когда практически отсутствовала законодательная база, а количество нормативных документов было минимальным. Из 12 кредитных организаций, лицензии у которых были отозваны в 1994-98 годах, на сегодняшний момент аннулированы записи о регистрации 9. Чрезвычайно напряженным для системы банковского надзора стал 1998 год. Кризис банковской системы России отразился и на деятельности филиалов столичных банков.  Вкладчики этих банков, не получившие своих сбережений, растущие картотеки неоплаченных платежных документов, отзыв лицензий банков - все эти проблемы были и проблемами управления надзора. Сотрудники управления работали в комиссиях по передаче вкладов, представителями временных администраций в проблемных банках, уполномоченными представителями Центрального банка в банках с отозванными лицензиями.

    В этот период Главным управлением проводилась работа и по другим  важным направлениям  деятельности (аналитическая деятельность, работа по регистрации выпусков ценных бумаг кредитных организаций, по контролю за операциями банков с ценными бумагами, в том числе с облигациями Государственного республиканского внутреннего займа 1991 года, выкуп которых производился в 1997 году).

    Знаменательным для коллектива Главного управления стал переезд в  1997 году  в новое здание, являющееся в настоящее время  архитектурной достопримечательностью города.

    В 1998-1999 г.г. был построен и введен в эксплуатацию региональный сегмент Единой Телекоммуникационной Банковской Сети (ЕТКБС) Банка России. Эта система построена с использованием самых передовых технологий и телекоммуникационного оборудования.

    Для защиты информации в Главном управлении действуют специально созданные системы, в том числе система защиты электронных платежей.

    Для обеспечения оперативного обмена информацией между подразделениями Главного управления  в 2001 году  был внедрен  единый информационный сервер  с использованием интранет-технологии.

    В настоящее время (на 1 января 2002г) практически все платежи (99,7%), проходящие через расчетную сеть Банка России на территории области (в составе Главного управления 13 РКЦ), проводятся электронным способом.  Система региональных электронных расчетов включает 17 банков и филиалов и  2 особых клиента.  Общее количество  клиентов учреждений Банка России на территории области  составило 841, для их обслуживания  открыто 2170 лицевых счетов.

    По состоянию на 1 января 2002г.  на территории Ульяновской области действовало 7  самостоятельных банков с 2 филиалами, 11 филиалов иногородних банков, 13 учреждений Сбербанка РФ, работающих на едином  корсчете. С иностранной валютой работало 2 уполномоченных банка  и 11 филиалов иногородних  банков, 9 обменных пунктов, 35 операционных касс. Общий объем банковских активов  на начало 2002г. составил 8,4 млрд. руб., зарегистрированный уставный капитал самостоятельных банков ? 114,8 млн.  руб.


Информация взята с сайта Банка России - www.cbr.ru



Новости ББТ
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Валютный контроль" от 29.02.2024 Все новости
Наши мероприятия
09.04.2024
09.04.2024 - "Роль данных в современном банковском бизнесе"
05.04.2024
05.04.2024 - "Протекционизм в рыночной экономике"
19.04.2024
19.04.2024 - "Современное страхование жизни: проблемы и перспективы"
15.04.2024
15.04.2024 - "Цифровая экосистема исламских финансов"
12.04.2024
12.04.2024 - "От безналичных расчётов к цифровым валютам"
11.04.2024
11.04.2024 - "Обзор изменений банковского законодательства за IV кв 2023 г."
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы" Все новости
Новости для банков
09.04.2024
09.04.2024 - "Роль данных в современном банковском бизнесе"
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы"
29.03.2024
АСВ и ЦБ выработали типовое соглашение для применения в будущих проектах санации
29.03.2024
В ЦБ напомнили о работающих в России сервисах для безналичной оплаты
29.03.2024
Банки требуют объяснений Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости