Особенности становления банковской системы России в конце XVIII ? начале XIX века. Государственный коммерческий банк
Специфика экономического развития России XVIII в., в частности, небольшие объемы свободных денежных капиталов и малочисленность социальной прослойки экономически свободных людей, а также высокая рискованность торговых операций и слабая правовая обеспеченность кредита (следствие его неразвитости) не способствовали формированию экономических предпосылок для создания частных банкирских заведений.
Если в западноевропейских странах банкиры ?вырастали? преимущественно из мастеров ювелирного дела, менял, торговцев (в том числе колониальными товарами) и других мелких предпринимателей, то в России ссудными операциями долгое время занимались крупные купцы, землевладельцы и монастыри. Российские банкирские дома образовывались преимущественно из торговых домов, причем происходило это по сравнению со странами Западной Европы очень поздно ? в конце XVIII века.
Отсутствие в стране банков заставило российское правительство взять на себя заботу об их организации и функционировании. В результате, в отличие от стран Западной Европы, где банки были сферой деятельности частного капитала, в Российской империи банковское дело до 1860 г. находилось в основном в руках государства.
В России в течение полувека после открытия в 1754 г. первых банков государственные банки создавались зачастую ради решения какой-то определенной задачи. После ее выполнения или вследствие невыполнения они закрывались. Такими банковскими учреждениями были Артиллерийский банк1, Медный банк2, а также Государственный вспомогательный банк для дворянства3. В этот же период был учрежден ряд банков, которые, претерпев несколько реорганизаций, просуществовали до середины XIX века. Так, Государственный ассигнационный банк, история которого восходит к ассигнационным банкам (променным конторам), учрежденным в Санкт-Петербурге и Москве для распространения ассигнаций и размена их на медную монету в 1768 г., был упразднен лишь в 1843 году. До конца 50-х гг. XIX в. просуществовал Государственный заемный банк, который был учрежден на основе реорганизации созданного в 1754 г. Дворянского банка (Банк для дворянства при Сенате и Сенатской конторе).
Безусловно, в середине XVIII в. правительство было заинтересовано в учреждении сословных государственных банков, поскольку это имело большое значение для дальнейшего экономического развития страны. В то же время создание банков на государственные средства носило некоторый оттенок благотворительности. Спустя несколько десятилетий в России стали появляться банки, капиталы которых формировались из общественных средств, пожертвований и взносов частных лиц, ? сначала городские общественные банки, а затем сословные дворянские банки. В целом вплоть до либеральных экономических реформ конца 50-х гг. XIX в. банковская система России имела государственно-общественную основу организации и патерналистско-благотворительную направленность деятельности4.
Одной из особенностей дореформенной банковской системы было преобладание в ней ипотечных банков. До середины XIX в. не только в России, но и в западноевропейских странах недвижимое имущество рассматривалось как наиболее надежное обеспечение кредита. Однако в России недвижимость в силу неразвитости промышленности и слабого развития торговли была практически единственным реальным обеспечением. Поэтому все перечисленные государственные кредитные учреждения, кроме Государственного коммерческого банка, были ипотечными. При том что частный кредит в России предоставлялся под 20% годовых и более, государственные банки выдавали ссуды под 6?8% годовых.
Характерной особенностью этого этапа деятельности государственных ипотечных банков было использование основной массы аккумулируемых в них денежных средств на потребительские, непроизводительные цели. Предоставление долгосрочных ссуд землевладельцам под недвижимость являлось, по сути, поддержкой дворянства ? сословия, из представителей которого формировались аппарат управления и армия. В России в условиях натурального хозяйства и сравнительно небольших доходов дворянских поместий банковские ссуды имели большое значение, поскольку часть этих средств шла на то, чтобы новые поколения дворян получили образование.
Прием вкладов с выплатой процентов по ним начался с 1770 года. Процент по вкладам в государственных кредитных учреждениях составлял 5% годовых. При низкой торгово-промышленной активности, связанной с господством натурального хозяйства, эти 5% годовых по депозитам стали основой более чем столетней банковской монополии государства. Россия была единственной страной в мире, неограниченно принимавшей в свои банки вклады, по которым начислялись проценты и сложные проценты. При этом владельцы получали вкладные билеты, которые можно было, как деньги, передавать другим лицам, получая еще минимум 4%. В результате почти все денежные средства сосредоточивались в государственных банках. Сумма вкладов в них к 1857 г. составила более 1 млрд. рублей.
Поскольку по вкладам, которые вносились в банки, государство выплачивало проценты, оно было заинтересовано в том, чтобы деньги не лежали праздно. Но при низкой хозяйственной активности большая часть вкладов оставалась неиспользованной. Поэтому государство стало покрывать за счет этих средств бюджетный дефицит. Происходило это посредством выдачи Государственному казначейству беспроцентных краткосрочных и долгосрочных ссуд. Средства для предоставления кредита казне складывались из вкладов Государственного заемного банка, Государственного коммерческого банка, Сохранных казен и Приказов общественного призрения. Обычно удельный вес правительственных ?позаимствований? из кредитных учреждений составлял 5?8% бюджета страны. В случае кризисов, войн и т.п. он возрастал до 12?15%.
К первой половине XIX в. банковская система России включала центральные государственные банки ? Государственный заемный банк, Государственный коммерческий банк и Сохранные казны5, местные государственные банки ? Приказы общественного призрения6, несколько десятков городских общественных банков7, около двух десятков частных банкирских домов, Контору придворных банкиров (она обслуживала государственные внешнеторговые операции) и несколько местных сословных банков.
Первые шаги по созданию кредитных учреждений в России были сделаны при императрице Анне Иоанновне: 18 августа 1729 г. Монетная контора, которая была организована в 1727 г. при монетных и денежных дворах Санкт-Петербурга для чеканки монет, получила право осуществлять ломбардные операции под 8% годовых ?по просьбам закладчиков заложенных ими разного чина людям золотых и серебряных вещей?8. Однако осуществлять эту кредитную операцию дозволялось лишь лицам, особо приближенным к императорской фамилии9.
В 1733 г. в связи с ростом спроса на займы со стороны частных лиц, в том числе ?даровитого купечества?, правительство расширило ссудные операции Монетной конторы. Условия получения ссуд остались прежними (под залог золота и серебра под 8% годовых), но оговаривалось, что размер ссуды не мог быть более 75% от стоимости заклада, и допускалась рассрочка платежа на срок до трех лет. ?Понеже многие Российские Наши подданные, ? говорится в именном указе Анны Иоанновны от 8 января 1733 г. ?О правилах займа денег из Монетной Конторы?, ? имея в деньгах нужду, принуждены занимать у чужестранных и у прочих, с несносными великими процентами и с закладами такими, которые против взятья денег в полтора или вдвое стоить может, выкупить же чем на положенный срок не может исправиться, и от того приходят в убожество и разорение, и дают не токмо по 12, но и по 15 и по 20 процентов, чего во всем свете не водится, и случается, что иные проценты вычитают у них из тех данных денег наперед: також есть такие бессовестные грабители, что по прошествии срока насколько малых денег, того положенного заклада, хотя б и деньги приносил, не отдают, и тако в малых деньгах великого заклада лишаются того ради указали Мы, для Государственной и всенародной пользы, деньги в процент всякого чина людям отдавать Монетной Конторе из капитальных денег?10.
В октябре 1734 г. Монетная контора была переименована в Монетную канцелярию, и в целях предотвращения всевозможных кредитных злоупотреблений со стороны сановных лиц управление ею было возложено на тайного советника графа М.Головина11.
Суммы, которыми оперировала Монетная канцелярия, были крайне ограниченными, поэтому ссуды из нее могли получать только придворные.
Первый торговый банк ? ?Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции? ? был учрежден в соответствии с Указом Елизаветы Петровны от 13 мая 1754 года. Банк находился под управлением президента Коммерц-коллегии, поэтому стал называться Коммерческим, или Купеческим, банком.
Купеческий банк был создан одновременно с Банком для дворянства при Сенате и Сенатской конторе. Это были сословные банки. Учреждались они по проекту графа П.И. Шувалова ?для облегчения займов?, ограничения непомерного роста расходов государственной казны и ?для уменьшения во всем Государстве процентных денег?12.
Задачей Купеческого банка являлось обеспечение русских купцов, занимавшихся внешнеторговой деятельностью (прежде всего экспортеров), дешевым кредитом, что должно было способствовать развитию внешней торговли, активизации торгового баланса и, следовательно, укреплению вексельного курса. Для осуществления операций банку было выдано из казны 500 тыс. рублей. Купеческий банк выдавал ссуды из расчета 6% годовых русским купцам, торговавшим только при Санкт-Петербургском порте, под залог товаров в размере 75% их стоимости сроком до 1 года. Для получения ссуды необходимо было свидетельство Коммерц-коллегии и поручительство купцов. Коммерц-коллегия имела право разрешить продажу товаров до возврата ссуды при наличии надежного поручительства. Инструкция 1764 г. ?О раздаче денег из Коммерческого банка? предусматривала предоставление ссуд без залога товаров при наличии поручительства магистратов, ратуши или купцов.
Ограниченность функций банка и незначительные размеры капитала, предоставленного в его распоряжение, явились причиной того, что розданные небольшой группе купцов средства превратились в долгосрочные и бессрочные ссуды. Кассы банка опустели, поступлений не хватало даже на выплату жалованья его служащим. В 1764 г. капитал Купеческого банка, составивший 802 тыс. руб., был полностью выдан в ссуды. Общая сумма просроченных ссуд достигла 408 тыс. рублей. К 1766 г. половина этой суммы была должниками погашена. Однако еще и в 1785 г. долги еще не были взысканы полностью. С 1770 г. Купеческий банк практически прекратил свою деятельность, но официально он был ликвидирован только в 1782 году13.
Деятельность Купеческого банка идеологически подготовила создание другой государственной структуры по кредитованию ?торгующего купечества? ? Учетных контор при Государственном ассигнационном банке.
Они были созданы через 15 лет после официальной ликвидации Купеческого банка. В течение этого времени в России не было ни одного учреждения, кредитовавшего торговлю, кроме Астраханского банка. Между тем в последние годы XVIII в. вексельный курс быстро падал и в качестве одного из важных способов улучшения внешнеторгового баланса, так же как и в середине века, рассматривалось создание банка для выдачи ссуд купцам-экспортерам.
С этой целью 18 октября 1797 г. по указу Павла I при Государственном ассигнационном банке в Санкт-Петербурге ?к вспомоществлению ремесел и торговли преимущественно российским купцам, заводчикам и фабрикантам, имеющим в деньгах нужды на срочное время для полезных их оборотов?, были учреждены две учетные, или эсконтные, конторы ? Вексельная учетная контора и Учетная контора на товары. По этому указу при Ассигнационном банке была организована также Страховая контора ?для приема тех товаров, под которые хозяева от Учетной конторы... получать могут в учет товаров деньги?14.
Ссуды под векселя выдавались на срок не более 9 месяцев, а под ?товары собственного Российского продукта?, золото и серебро ? не более 6 месяцев. При этом, чтобы не подорвать доверие к купцам, факты отказа от учета векселя или несвоевременности погашения ссуды хранились в тайне.
Векселя принимались к учету через биржевых маклеров ежедневно, за исключением воскресенья. На следующий день после предъявления векселя он или принимался к учету, или возвращался обратно без объяснения причин.
Учетная контора под товары работала на основании устава. В первых его статьях указывалось, что в залог принимаются только товары русского происхождения и от русских купцов. В третьей статье говорилось, что принимаются только товары, застрахованные в Страховой конторе.
Заложенный в конторе товар не подвергался никакому аресту. Если он сгорал во время пожара или был украден, Страховая контора возмещала его стоимость хозяину.
Ссуды под товары подвергались самой жесткой регламентации. Устанавливались точная номенклатура товаров, срок кредита, а также максимальный размер ссуды. В перечне товаров значились все основные предметы русского экспорта (кроме хлеба, который через Санкт-Петербург почти не вывозился). В наиболее благоприятные условия были поставлены экспортеры железа и меди, которым предоставлялись 6-месячные кредиты в размере 75% стоимости вывозимых товаров. Для экспортеров тканей также предусматривался краткосрочный кредит (до 6 месяцев), но только в размере 9/16 стоимости экспортируемых товаров. Экспортерам кожи и растительного масла предоставлялся кредит сроком до 1 месяца в размере 3/5 стоимости товаров.
При выдаче ссуд под залог драгоценных металлов и вещей из них Учетная контора сначала для определения пробы (а значит, и цены) отправляла их на Монетный двор. Затем в зависимости от цены заклада на срок до 6 месяцев выдавалась ссуда. Если в течение этого времени цена металла снижалась, контора уведомляла об этом хозяина заклада и требовала дополнительного залога.
Оборотный капитал Вексельной учетной конторы и Учетной конторы под товары в Санкт-Петербурге составлял 15,7 млн. рублей.
В 1806 г. аналогичные конторы были открыты в Москве, Астрахани, Одессе, Таганроге и Феодосии. Их уставы были опубликованы 2 марта 1806 г., и работали эти конторы до учреждения Государственного коммерческого банка.
В 1817 г. к моменту преобразования Учетных контор в Государственный коммерческий банк на их балансе числилось около 17 млн. рублей. Из них под залог товаров и учет векселей было выдано ссуд на 14 млн. рублей. При этом общий объем операций в учетных конторах за 1817 г. составил 49 млн. рублей15.
В 1817 г. в России началась банковская реформа. Ее составной частью стало создание на базе Учетных контор при Ассигнационном банке Государственного коммерческого банка. Одновременно с его учреждением был создан Совет государственных кредитных установлений и началась подготовка реорганизации Государственного заемного банка. Цель банковской реформы заключалась в том, чтобы ?совокупным действием сих установлений на подкрепление кредита частного споспешествовать распространению земледелия, промышленности, торговли и общей пользе... Отечества?16.
Идея создания банка для купечества обсуждалась с начала XIX века. В частности, в 1800 г. к императору обратился с прошением об учреждении Купеческого заемного банка харьковский купец третьей гильдии Иван Лобов. Основной капитал этого банка купец предлагал составить из сборов с купцов третьей гильдии за содержание трактиров, бань и постоялых дворов. Обращение Лобова было отправлено в Сенат для обсуждения и принятия решения, однако последствий не имело, а сам он получил устное порицание от московского прокурора за ?недозволенное прошение?.
В 1803 г. проблема учреждения банка для купечества обсуждалась Александром I при рассмотрении в Непременном совете прошения главы торгового дома ?Пономарев и Ко? о выдаче из Заемного банка ссуды в размере 100?150 тыс. руб. сроком на 20 лет под 8% годовых. Деньги он просил на расширение коммерческих операций в Англии, где у него и двоих его компаньонов был торговый дом. Поскольку внешняя торговля всегда была одним из приоритетных направлений экономической политики правительства, император обратил особое внимание на это прошение. Тем более что Пономарев в своем прошении говорил о засилье в российской внешней торговле английских купцов и отсутствии достаточных оборотных средств у отечественных торговцев. Чтобы исключить зависимость ?от воли и расположения иностранцев, и особенно англичан?, банкир предлагал открыть особое кредитное учреждение ? Дисконтный банк, наподобие тех, что были в Лондоне, но ?в пользу россиян и торговли их продуктами?17. В ссуде Пономареву было отказано, поскольку Заемный банк не кредитовал купцов. Но во время обсуждения этого вопроса было высказано предложение учредить Государственный коммерческий банк, который должен был кредитовать купечество18.
В 1815 г. при составлении Плана финансов снова встал вопрос о создании Государственного коммерческого банка. Его учреждение рассматривалось как одна из мер финансовой стабилизации. Однако в связи с заграничными походами 1815 г. осуществление этого проекта замедлилось. После завершения работы Венского конгресса и подписания Заключительного акта работа над проектом была продолжена. В 1817 г. он был представлен в Государственный совет, и министр финансов Д.А. Гурьев в докладе императору изложил основные направления деятельности будущего банка. Банк должен был осуществлять следующие операции: хранение вкладов в слитках золота, серебра и в иностранной валюте; трансферты денежных вкладов ?по примеру Гамбургского и Амстердамского жиро-банков?, то есть операции в виде безналичного расчета; прием вкладов с начислением по ним процентов; учет векселей; ссуды под товары.
В Манифесте об учреждении Государственного коммерческого банка, подписанном Александром I 17 мая 1817 г., говорилось: ?Желая открыть купечеству вящие способы к облегчению и расширению коммерческих оборотов, признали Мы за благо вместо существующих ныне учетных контор, коих действие по маловажности их капиталов и разным неудобствам, в образовании их замеченным, не приносит торговле ощутимой пользы, учредить Государственный коммерческий банк?.
Банк открыл свои двери для клиентов 2 января 1818 г., а 7 января 1818 г. второе отделение банка, которое занималось расчетами по векселям, приняло к учету первое письменное долговое обязательство от петербургского купца Михаила Солодовникова на 5 тыс. рублей.
В это время Санкт-Петербургские Учетные конторы (вексельная и товарная) продолжали свои операции, а конторы в других городах закрывались. В дальнейшем предполагалось в городах, где в этом была необходимость, открыть конторы Государственного коммерческого банка.
В структуру Государственного коммерческого банка входили правление и отделения. Правление банка состояло из управляющего, четырех директоров от правительства и четырех директоров, избираемых от купечества.
Управляющим Государственным коммерческим банком был назначен Александр Иванович Рибопьер. Одновременно были назначены директора банка: член Санкт-Петербургской учетной конторы по товарам Гроздов; директор Феодосийской учетной конторы Фурман; находящийся в Департаменте Государственных имуществ для исправления разных поручений Грушецкий; директор Московского отделения Ассигнационного банка Тимофеев. Директорами от купечества стали Андрей Северин, Христиан Таль, Гавриил Москвин и Хлопонин. В случае болезни А.И. Рибопьера его должен был заменять Грушецкий.
При правлении банка числились правитель канцелярии, два письмоводителя, архивариус и экзекутор. Канцелярия напрямую подчинялась управляющему банком. Правителем канцелярии был назначен ранее служивший в Смоленской ревизионной комиссии Сергей Николаевич Даргомыжский (отец будущего известного русского композитора А.С. Даргомыжского).
Правление банка руководило и осуществляло надзор за всеми операциями, которые проводились в отделениях.
В Государственном коммерческом банке было 4 отделения: отделение вкладов и трансфертов, отделение учета векселей, отделение ссуд под товары и кассовое (кассирское) отделение. Первое отделение осуществляло прием и выдачу вкладов на хранение, прием вкладов для трансферта и ?для приращения из процентов?. Второе отделение занималось предоставлением ссуд под векселя, вело дела по протесту просроченных векселей, в том числе по взысканиям по ним. В третьем отделении выдавались ссуды под товары. В нем также осуществлялись продажа товаров при просрочке ссуды или неполном ее возврате и другие операции, связанные со ссудами. В четвертом отделении производились прием, хранение и выдача разного рода сумм. В нем было три кассы: одна для хранения вкладов, другая ? для их ежедневного приема, третья ? для ежедневной выдачи денег.
В первом отделении велись бухгалтерские и контрольные (контролерские) книги по вкладам, во втором ? по учету векселей, в третьем ? по выдаче ссуд под товары.
В штате отделений состояли бухгалтеры, контролеры и их помощники. Кроме того, в штате отделений учета векселей и ссуд под товары имелись должности маклеров. В штате кассирского отделения были должности главного кассира, двоих кассиров и их помощников.
Руководили отделениями вкладов и трансфертов, учета векселей и ссуд под товары директора банка от правительства. Первое отделение банка возглавил Фурман, второе ? Гроздов, третье ? Тимофеев.
Управляющий Государственным коммерческим банком назначался императором по представлению министра финансов. Директора банка от правительства, а также правитель канцелярии назначались министром финансов и утверждались в должности императором.
Бухгалтеры, контролеры, кассиры и их помощники, архивариус, экзекутор, маклеры назначались на должность министром финансов. Остальные, в том числе счетчики и другие низшие служащие, принимались на службу правлением банка.
Директора от купечества избирались на 4 года ?обществом первых двух гильдий из первостатейных купцов, торгующих при Санкт-Петербургском и Кронштадтском портах?.
Первоначально в штате Государственного коммерческого банка, кроме Управляющего и директоров и не считая тех, кто работал по найму, было 3 бухгалтера, 3 контролера, 10 помощников бухгалтеров и контролеров, главный кассир, 2 кассира, 3 помощника кассира, 2 письмоводителя, архивариус, экзекутор, врач и 2 ревизора для свидетельствования товаров.
Постепенно, с ростом объема операций, в штатное расписание вносились изменения, в нем появлялись новые должности. Так, в 1827 г. в связи с увеличившимся объемом дел, связанных с протестом векселей и банкротствами должников банка, была введена должность юрисконсульта. В 1842 г. в штатном расписании появились две дополнительные должности директоров банка. В декабре 1857 г. для снижения риска операции учета векселей было принято решение к уже действовавшим от купечества четырем директорам избрать еще двоих.
К концу 1850-х гг. штат Государственного коммерческого банка увеличился почти в пять раз. Кроме управляющего, в нем состояли 147 служащих, в том числе 3 старших и 3 младших директора от правительства, 6 директоров от купечества (двое из них временные), юрисконсульт, главный бухгалтер, правитель канцелярии, 4 письмоводителя, 2 старших и 2 младших помощника письмоводителя, 7 столоначальников, 3 старших и 4 младших помощника столоначальника, 3 старших и 3 младших бухгалтера, 10 старших и 10 младших помощников бухгалтера, 2 старших и 2 младших контролера, 4 старших и 4 младших помощника контролера, 6 кассиров, 2 старших и 5 младших помощников кассира, экзекутор, архивариус, журналист, 4 чиновника особых поручений, 2 ревизора товаров, 2 надзирателя буянов19, врач, 3 маклера и один помощник маклера, 31 канцелярский чиновник, 11 канцелярских служителей и один ?состоящий при Коммерческом банке?. Кроме того, на службе состояли 37 нижних чинов, из них 4 курьера, 4 присяжных, 11 счетчиков, 17 сторожей и привратник.
По уставу управляющий являлся председателем правления банка. Он контролировал работу служащих всех отделений, исполнение ими должностных обязанностей, определял сроки выполнения заданий, переводил служащих из одного отдела в другой.
Управляющий и директора от правительства обязаны были присутствовать в банке ежедневно, за исключением праздничных дней. При этом директора, возглавлявшие отделения, обязаны были приходить в банк до начала рабочего дня и отдавать необходимые распоряжения по текущим делам на день.
Директора от купечества должны были появляться в банке дважды в неделю, однако при необходимости управляющий мог дополнительно пригласить их на заседание правления банка. Обязанностью директоров от купечества было предоставлять необходимую информацию при обсуждении вопросов, связанных с предоставлением ссуд под учет векселей и товаров.
Правление регулярно представляло министру финансов краткие записки о положении дел в банке и ведомости о движении всех сумм и капиталов банка. Записки направлялись в министерство каждые семь дней, а ведомости были еженедельными, ежемесячными и годовыми.
Прием вкладов на хранение, для трансферта и ?для обращения из процентов?, а также перевод вкладов и их возврат совершались ежедневно (исключая праздничные дни). Дважды в неделю осуществлялись выдача ссуд под товары и учет векселей. Для получения ссуды необходимо было заручиться согласием всех директоров банка. Каждые 15 дней правление, собравшись в полном составе, обсуждало вопрос о целесообразности изменения учетного процента. Свои предложения оно направляло министру финансов, который их утверждал.
Суммы, направляемые на ссуды под товары и под учет векселей, зависели от величины капиталов, предоставляемых банку казной, и вкладов, внесенных в него ?для приращения из процентов?. Какая часть этих средств будет выделена на эти цели, определяло правление банка, а утверждал принятое решение министр финансов.
Если какая-либо операция приносила убытки или возникали нештатные ситуации, правление должно было немедленно поставить в известность об этом министра финансов и в полном составе приступить к расследованию причин их возникновения. Свое заключение правление должно было направлять министру финансов.
Все операции банка, кроме трансферта, прекращались 24 декабря и возобновлялись 7 января. В этот период правление банка и его отделения составляли отчеты, которые затем направлялись в Совет государственных кредитных установлений. После составления баланса часть прибыли ?Высочайшей властью по представлению Министра финансов? отчислялась на премирование всех служащих банка.
Руководители отделений банка должны были иметь ?основательные знания бухгалтерской и контрольной части? и проявлять ?усердие и заботливость о соблюдении надлежащего порядка, исправности и точности в составлении и ведении книг по предметам их отделений?. Они распределяли дела в руководимых ими отделениях по отделам (?столам?) и контролировали сроки и качество выполнения заданий.
Бухгалтеры и контролеры первых трех отделений под руководством начальников отделений вели бухгалтерские и контрольные книги. Они должны были следить за тем, чтобы в книгах не было описок, поправок и подчисток. В отделениях также составлялись еженедельные и ежемесячные ведомости о движении сумм по их операциям. Кроме того, каждое отделение под руководством правления составляло свою часть годового отчета банка.
Кассой (кассирским отделением), руководил главный кассир, который должен был контролировать прием, хранение и выдачу наличных денег по трем кассам. Он наблюдал за тем, как велись в этих кассах журналы приема и выдачи денег. Ответственность за проведение операций по приему, хранению и выдаче наличных несли также кассиры и их помощники. Ежедневно в правление банка направлялись за подписями главного кассира и кассиров записки о принятых и выданных суммах и о том, сколько находится в каждой кассе наличности и вкладов. Наличные суммы в кассах ежемесячно проверялись правлением банка.
Общая касса опечатывалась личными печатями управляющего и двоих директоров банка, а ключи от нее находились у главного кассира и его помощников. Каждый день один из директоров банка и главный кассир проверяли ежедневные кассы. Открывали кассу те же служащие банка, которые ее закрывали и опечатывали. В конце года кассирское отделение представляло правлению банка ?отчет о приходе и расходе всех сумм?.
За разглашение сведений о счетах частных лиц служащим банка грозило увольнение и предание суду.
Маклеры Государственного коммерческого банка отвечали ?за благонадежность векселей, в учет принимаемых?. За заведомо ложные сведения, касающиеся качества предъявляемого к учету векселя, маклер привлекался к суду. При этом на его имущество налагался арест и с него взыскивалось ?все, чего недостанет по произведении взыскания с предъявителя или других лиц, в векселе участвующих?.
До 1826 г. вознаграждение за посредничество маклеры ни с кем не делили. Это значительно усиливало их заинтересованность в умножении числа принятых к учету векселей. Но в 1826 г. министр финансов Е.Ф. Канкрин дал указание о разделе куртажных денег, полученных от учета векселей, между всеми маклерами банка поровну, что предполагало и разделение ответственности между всеми маклерами банка независимо от участия в сделках. Новые правила неоднократно приводили к спорам между маклерами банка и жалобам на несправедливый раздел куртажных денег и незаконное присвоение общих средств. В 1856 г. после очередного обращения маклеров к министру финансов эти правила были отменены. Впредь все куртажные деньги оставались у посредника.
В 1818 г. была учреждена Московская контора Государственного коммерческого банка. За 42 года деятельности было открыто всего 12 его контор, из них 3 временные. В 1819 г. были подписаны Указы о создании контор в Архангельске и Одессе, в 1820 г. ? в Риге и Нижнем Новгороде (временная контора), в 1821 г. ? в Астрахани. Только спустя 18 лет после этого ? в 1839 г. ? была учреждена Киевская контора, в 1841 г. ? Рыбинская (временная), в 1843 г. ? Харьковская, в 1846 г. ? Екатеринбургская и Ирбитская (временная). Последней в 1852 г. была открыта контора Государственного коммерческого банка в Полтаве.
Процесс развития сети банковских контор сдерживался не столько осторожной политикой Министерства финансов, сколько низким уровнем развития народного хозяйства. Невысокая платежеспособность российского купечества и низкая покупательная способность населения делали нецелесообразным учреждение новых контор банка.
В деятельности каждой конторы были свои особенности. Например, Московская контора имела право производить прием вкладов на хранение и для трансферта и учет векселей, но у нее не было права выдавать ссуды под товары, поскольку ссуды этого вида распространялись только на экспортные товары, а Москва не являлась портовым городом.
Создание Одесской конторы Государственного коммерческого банка проходило в острой борьбе с местными купцами и владельцами банкирских контор. Поскольку традиции частного банковского бизнеса в этом регионе были значительно более сильными, чем в центре, вновь учрежденная Одесская контора рассматривалась местными предпринимателями как сильный конкурент.
Для подготовки к открытию Одесской конторы в город был командирован директор Коммерческого банка Р.Ф. Фурман (в дальнейшем назначенный управляющим конторой). Он, так же как и местные банкиры, стремился избавиться от конкурентов на денежном рынке региона. С этой целью Р.Ф. Фурман обратился за помощью к управляющему Коммерческим банком А.И. Рибопьеру. В результате 20 октября 1819 г. был подписан императорский указ, запретивший деятельность всех частных одесских кредитных учреждений. Для того чтобы уменьшить недовольство местных предпринимателей этими действиями правительства, учетный процент в Одесской конторе был установлен невысокий ? 0,75% в месяц, причем предполагалось его дальнейшее понижение.
В отличие от других контор банка, Одесская контора получила право производить обмен ассигнаций и медной монеты на серебряные рубли и покупать иностранную золотую и серебряную монету. Это давало ей возможность получать значительную прибыль, так как валютные операции в этом регионе были очень выгодными. Покупая по низкой цене российскую серебряную монету в преддверии открытия киевских контрактов, местные купцы и владельцы банкирских контор с большой выгодой продавали ее во время производства этих контрактов, когда цена отечественной звонкой монеты значительно возрастала. Иностранную монету они покупали весной, в момент прихода в Одессу большого количества иностранных торговых судов, а затем, когда в город приезжали покупатели валюты, в том числе из Москвы, они ее выгодно продавали.
Рижская контора имела право принимать вклады на хранение, производить учет векселей и выдавать ссуды под товары. Размер дисконта при учете векселей определялся ?главноуправляющим гражданской частью? один раз в 14 дней. Контора могла производить трансферты как в пределах Риги, так и в те города, в которых действовали банковские отделения. В штате конторы состояли 5 директоров, из них 2 назначались министром финансов, а 3 выбирались купечеством.
Астраханская контора, в отличие от других контор банка, получила право принимать в залог, помимо товаров, указанных в перечне товаров, принимаемых как обеспечение ссуд, ?азиатский шелк и хлопчатую бумагу?. Однако просуществовала Астраханская контора недолго. Она была ликвидирована на основании указа Николая I от 5 ноября 1831 года. Причиной ее закрытия стали злоупотребления директоров конторы от купечества. В это время управляющим конторой был Дмитрий Воеводский. Он не смог объяснить управляющему банком С.С. Уварову причину, по которой контора увеличила учет векселей вопреки указанию министра финансов сократить его. Кроме того, руководство банка насторожило отсутствие в отчетах конторы данных о протесте векселей.
Для того чтобы избежать неправильной оценки ситуации, министр финансов Е.Ф. Канкрин отправил весной 1828 г. в Астрахань чиновников Министерства финансов, которыми руководил управляющий Московской конторой Е.Г. Рогожин, для производства полной ревизии. Затем туда же по поручению шефа III отделения А.Х. Бенкендорфа выехал полковник жандармского корпуса Шамин. В его донесениях содержались многочисленные нелицеприятные сведения о большинстве директоров конторы и руководителях города. Несмотря на попытки управляющего банком спасти Астраханскую контору, по представлению министра финансов Е.Ф. Канкрина Высочайшим указом она была ликвидирована.
Контора Государственного коммерческого банка в Нижнем Новгороде функционировала только во время ярмарок ? с 20 июля по 20 августа. Ее операции были ограничены приемом вкладов для трансферта или переводом внутри конторы от одного лица к другому по текущим счетам. Кроме того, контора принимала к учету векселя, срок которых был не менее 8 дней и не более 6 месяцев. В распоряжение временной конторы было предоставлено около 6 млн. рублей.
Киевская контора значительно отличалась от других контор Государственного коммерческого банка. Поскольку она должна была стать посредником между местными землевладельцами и ипотечными банками, в состав правления конторы, кроме 2 директоров от правительства и 2 директоров от купечества, вошли 3 директора от помещиков Киевской, Волынской и Подольской губерний.
Контора имела право выдавать ссуды под сельскохозяйственные продукты и под государственные облигации, осуществляла обмен ассигнаций, вместо Казенной палаты производила передаточные надписи на билетах Государственной комиссии погашения долгов. Киевская контора получила право принимать вклады населения. Учет векселей производился в том случае, если срок платежа был не более 6 месяцев.
Операции Екатеринбургской конторы были очень ограниченными и расширялись только в период ярмарок в Ирбите, когда контора имела возможность открыть временную Ирбитскую контору. Екатеринбургская контора получила право выдавать ссуды под железо разных сортов, под медь и золото. Кроме того, принимались вклады для трансферта внутри конторы и в другие города, производился обмен бумажных денег на звонкую монету. Ирбитская контора действовала в течение февраля каждого года и имела такие же права, как временные конторы в Нижнем Новгороде и Рыбинске, где принимались к учету векселя и вклады для трансферта.
Рыбинская временная контора осуществляла операции ежегодно с 10 мая по 10 июля.
Государственный коммерческий банк начал работу с консолидации своих капиталов. С учетом ссуд из Казначейства в течение 1818 г. его капитал превысил 17 млн. руб., из которых 4 млн. руб. были переведены в Московскую контору.
По уставу капитал банка составлялся из капитала учетных контор, отчислений из Двадцатипятилетней экспедиции, процентов от обращения капитала банка, которые отчислялись до достижения им 30 млн. рублей.
Задачей Государственного коммерческого банка было ?облегчение коммерческих оборотов и платежей?. Для ее выполнения на банк были возложены функции приема вкладов и выдачи ссуд.
Банк принимал разные виды вкладов. Во-первых, вклады на хранение, которые могли вноситься в российской и иностранной золотой или серебряной монете, а также в золотых и серебряных слитках. Во-вторых, вклады для трансферта, то есть перевода с одного текущего счета на другой. В-третьих, вклады ?для обращения из процентов?. Два последних вида вкладов могли вноситься как государственными ассигнациями, так и российской золотой и серебряной монетой.
Вклады на хранение принимались в банк на срок не менее 6 месяцев. Сумма вклада не могла быть менее 500 рублей. Вклады хранились в специальных ящиках или сундуках, опечатанных банковской печатью и личной печатью вкладчика. На них указывались имя вкладчика и номер, под которым этот вклад был записан в книгах банка.
При приеме вклада клиенту выдавалось свидетельство, в котором указывалось, когда и в какой форме сделан вклад, его величина и срок возврата. Если вклад был сделан в золотых или серебряных слитках, то фиксировались вес слитков и их цена в российских серебряных рублях. Если это была звонкая монета, то фиксировались ее вид и сумма в российских серебряных рублях.
При получении свидетельства вкладчик вносил плату серебряной монетой или ассигнациями в размере 0,25% от суммы вклада. Затем этот процент взимался за каждые 6 месяцев хранения вклада. Свидетельства о вкладе могли передаваться от одного лица другому, но об этом следовало сообщить банку.
Срочные вклады в звонкой монете и в золотых и серебряных слитках могли вносить как российские подданные, так и иностранцы.
Вклады ?для обращения из процентов? принимались на любой срок под 5% годовых. На внесенную сумму вкладчик получал билеты, которые были подписаны двумя членами правления банка, бухгалтером и кассиром. Билеты выдавались на имя вкладчика или другого лица, им указанного. Билеты на предъявителя не выдавались. Ежегодно выплачиваемые вкладчикам проценты по желанию клиента могли быть прибавлены к сумме счета.
Основными вкладчиками Государственного коммерческого банка были промышленники и купцы, в том числе иностранные. Предприниматели помещали в банк свободные капиталы в виде процентных вкладов, а платежи по оборотам производили банковскими билетами, которые выдавались им на вложенную сумму. Среди клиентов банка были российские чиновники, военные, помещики, священники, мещане, маклеры, врачи, булочники, приказчики, артельщики и крестьяне.
Суммы, вносимые в банк, не подлежали ни описи, ни секвестру как по частным, так и по казенным искам. Иностранцы, внесшие вклад в банк, имели право получить его полностью и беспрепятственно даже ?в случае войны с тою Державою, которой подданным он состоит?. Император гарантировал как ?целость капиталов?, которые банку ?вверяемы будут частными лицами?, так и ?неприкосновенность по оным прав каждого?.
Вклады, вносимые в банк для трансферта, так же как и вклады, вносимые для хранения, не могли составлять менее 500 рублей.
Трансфертные операции существенно облегчали коммерческие обороты и платежи, поэтому они пользовались наибольшей популярностью у купцов. Каждому вкладчику, намеревавшемуся осуществлять трансферты, в банке открывался счет. Желавший сделать денежный перевод в другую контору списывал со своего счета необходимую сумму и платил 0,25% в пользу банка (внутрибанковские переводы в Санкт-Петербурге были бесплатными), после чего ему выдавалась трансфертная записка с правом получить переведенную сумму в Москве или в других городах, где действовали конторы. Выдача отправленных денег производилась не ранее чем через 5 дней после представления трансфертной записки. Получатель денег мог передать право получения перевода другому лицу, произведя на записке соответствующую надпись.
В 1820?1830-е гг. основная масса трансфертов из Петербурга приходилась на Ригу, Архангельск и Москву. При этом в отдельные годы более крупные суммы денег перечислялись то в Москву, то в Ригу, то в Архангельск ? в зависимости от конъюнктуры рынка. Менее значительными были переводы в Одессу и Астрахань. В 1840-е гг. основная доля этих операций приходилась на Ригу и Одессу. Московские купцы в основном переводили деньги в Петербург и Одессу. Трансферт в Москву из других контор был сравнительно небольшим.
Суммы внутрибанковских и внутриконторских переводов были существенно меньше, чем суммы межгородских перечислений, и в среднем составляли около 25?30% всех трансфертных операций, причем в отдельные годы подобных переводов в банке и его конторах вообще не было.
К трансфертным операциям правление Государственного коммерческого банка относило и покупку тратт, которую банк проводил в 1819?1822 годах. Инициатором осуществления трансфертных операций был управляющий Одесской конторой Р.Ф. Фурман. В Одессе в это время обращались два вида переводных векселей: первые трассировались из Одессы в Броды, Вену, Берлин и другие города, вторые выписывались из различных стран в европейские города. Различными путями попадали они в Одессу до акцепта. Покупка тратт для дальнейшей отправки в Петербург могла принести банку солидную прибыль, поскольку петербургский курс был выше одесского на 2?8%. Однако, поскольку продажа тратт с постоянно высокой прибылью оказалась сложным делом, требующим большого штата сотрудников, Одесской конторе в 1822 г. запретили проводить эту операцию.
Государственный коммерческий банк выдавал ссуды под учет векселей и под товары российского производства. Учет векселей банк производил в том случае, если до срока платежа оставалось не менее 8 дней и не более 6 месяцев, ?со взиманием в сем случае процентов сообразно с движением коммерческих оборотов, имея в предмете понижение количества оных, а не умножение прибыли Банка?.
В течение 42 лет учетная ставка банка колебалась в пределах 6?9%, причем с 1830-х гг. она редко превышала нижний предел. На бирже учетная ставка составляла от 7 до 10% (в западноевропейских странах частная учетная ставка колебалась в этот период в интервале 10?12%, а в банках она составляла 3,5?6%).
К учету принимались векселя как российских купцов, так и иностранных гостей с условием, чтобы в числе участвовавших в векселе купцов был хотя бы один российский подданный. Кроме того, один из участников сделки на момент принятия векселя к учету должен был находиться в Петербурге. Куртаж при учете векселей составлял 1/8 процента. Все векселя сначала поступали к директору второго отделения для проверки их подлинности и состоятельности участников сделки. Удостоверившись в отсутствии каких-либо препятствий к проведению операции, директор вносил соответствующие данные в книгу по учету векселей. Затем в отделении составлялась записка, содержавшая сведения о предъявителе, векселедателе и других участниках сделки с указанием, в каких отношениях состояли клиенты с банком, какие ссуды и в какое время брали, а также размер их долга банку и его конторам на момент внесения векселя. Затем вексель и записка поступали в правление.
В особую графу записки директорами от купечества вносилось мнение о благонадежности векселя и операции по нему. Чтобы исключить возможность принятия к учету неблагонадежных векселей, конторы банка обменивались списками заемщиков. В одном из списков были данные о полученных суммах и сроках их возврата, в другом содержались имена клиентов, просрочивших платежи. Кроме того, в банке велась общая ?черная книга? с именами неблагонадежных купцов. С 1818 по 1860 г. в нее были вписаны имена 417 купцов.
С целью сокращения протеста векселей министр финансов издал в 1831 г. секретное предписание, которое ограничивало размер ссуд под векселя для гильдейских купцов. Купцы третьей гильдии могли получить под векселя не более 25 тыс. руб., купцы второй гильдии ? не более 100 тыс. руб., купцы первой гильдии ? не более 200 тыс. руб. в одни руки. При этом купец должен был состоять в гильдии не менее года. В декабре 1857 г. в связи с бурным ростом акционерных обществ, в особенности железнодорожных, к учету были допущены акции различных железнодорожных обществ и одновременно отменены гильдейские размеры ссуд под векселя.
Суммы ежегодно выдаваемых ссуд под векселя значительно превышали основной капитал банка. Последний, после того как он достиг в 1822 г. положенных по уставу 30 млн. руб., был сокращен до немногим более 7 млн. рублей. Правительство считало, что банк в условиях начавшегося в 1820-е гг. роста денежных вкладов населения (к 1 января 1859 г. их сумма достигла 240 262 764 руб. серебром) мог обойтись без большого основного капитала.
Основная масса ссуд под векселя выдавалась в Санкт-Петербурге, поскольку для этих целей использовался не только основной капитал Банка, но и вклады населения. Конторы банка (кроме Одесской и Киевской) не имели права принимать вклады от населения, поэтому размер ссудных операций в них был небольшим.
Наибольшим объем ссуд был в 1818?1821 годах. С 1818 по 1821 г. выдача ссуд возросла более чем в 4 раза ? с 38 342 820 до 162 188 717 рублей. В 1822 г. она несколько сократилась, но уже в 1826 г. достигла 126 687 504 рублей. С 1828 г. началось новое уменьшение объемов ссудных операций. В 1832 г. под учет векселей был выдан всего 28 304 771 рубль. В 1838 г. значение данного показателя достигло 43 823 642 руб., в последующие годы оно было равно около 44 млн. руб. в год.
В период денежной реформы Е.Ф. Канкрина учет векселей сократился, но после ее завершения снова стал расти. В 1843 г. он составил 7 425 290 руб. серебром, а в 1853 г. возрос до 21 979 654 рублей. Во время Крымской войны в связи со снижением экономической активности учет векселей снова сократился. Но уже в 1859 г. он превысил 40 млн. рублей20.
Долг по опротестованным векселям за время функционирования банка составил 1 510 229 рублей. По сравнению с суммой выданных за этот период ссуд эта сумма была незначительной.
На всем протяжении существования Государственного коммерческого банка суммы, выдаваемые банком под залог товаров, были незначительными по сравнению с суммами, выдаваемыми под учет векселей. Куртаж в этом случае составлял 0,25% занятой суммы.
Ссуды под товары выдавались согласно перечню товаров, принимаемых как обеспечение ссуды, который включал в себя исключительно товары, идущие на экспорт. Только в декабре 1857 г. банку было разрешено принимать в залог от торговавших на Петербургской бирже российских купцов и иностранных гостей серебро в слитках, свинец, олово, жесть, хлопчатую бумагу, индиго, сахар сырец, масло деревянное, табак и кофе. Некоторое время промышленную и горнозаводскую продукцию принимала в залог Астраханская контора. Затем ссуды под железо, медь, селитру и другие товары выдавали Харьковская и Екатеринбургская конторы.
Подтоварные ссуды в значительной степени зависели от того, был ли спрос на какой-либо товар за границей. Иногда правительство запрещало выдавать ссуды под тот или иной товар, в особенности под зерно.
Наибольшим объем подтоварных ссуд был в городах, где имелись условия для хранения товаров, принятых в качестве залога, ? в Санкт-Петербурге и Риге. В Архангельске и Одессе объем этих операций был небольшим, причем Одесская контора периодически прекращала выдачу подтоварных ссуд из-за отсутствия потребности в них.
Всего за 42 года работы Государственным коммерческим банком было учтено векселей на сумму 833 205 120 руб. серебром и выдано ссуд под товары более чем на 880 млн. руб. серебром21. Таков был вклад банка в развитие экономики России.
На протяжении всего периода существования Государственного коммерческого банка у Министерства финансов не было стремления существенно сократить объемы его ссудных операций. Принятые министром финансов Е.Ф. Канкриным меры к ограничению кредита были направлены в основном на снижение издержек банка при их производстве. Для того чтобы сохранить равновесие баланса банка, пришлось отказаться от практиковавшейся в первые годы его деятельности неограниченной выдачи ссуд.
В условиях постоянного бюджетного дефицита одним из основных источников кредитования государства стали частные вклады населения, не находившие себе применения ни в торговле, ни в производстве в силу низкого уровня развития экономики страны. Они концентрировались во всех государственных кредитных учреждениях России, в том числе в Коммерческом банке.
Однако, поскольку вклады населения подлежали возврату, Министерство финансов было постоянно озабочено доходностью всех государственных банков. До середины 50-х гг. XIX в. стабильность банковской системы поддерживалась только за счет того, что в условиях крепостного права предпринимательская активность в России была невысокой, вследствие чего сумма вкладов почти всегда превосходила сумму изъятых средств. Очень редко и недолго объем вкладной операции был меньше, чем возврат вкладов. (Так было, например, в 1831 г. после того, как процент по вкладам был снижен с 5 до 4, но массовое изъятие клиентами Коммерческого банка своих сбережений довольно быстро прекратилось, и ситуация стабилизировалась.)
В 1857 г. министр финансов П.Ф. Брок пытался аналогичным образом решить проблему праздно лежащих капиталов. Но экономическая ситуация в России в конце 1850-х гг. сильно отличалась от ситуации начала 1830-х годов. В результате снижения процента по вкладам начался отток вкладов из казенных банков. Это стало началом конца дореформенной банковской системы. Будучи не в состоянии вернуть деньги вкладчиков, взятые в качестве беспроцентных ссуд у банков, правительство приняло решение о консолидации вкладов, которые были объявлены государственным долгом. После этого были вновь снижены проценты по вкладам, ликвидированы государственные ипотечные банки и проведена реорганизация Государственного коммерческого банка.
И.Левичева
1 Артиллерийский банк ? Банк артиллерийского и инженерного корпусов (учрежден в 1760 г.) ? должен был способствовать улучшению денежного обращения и накоплению серебряной монеты. Капитал банка был выделен из средств, полученных от переплавки старых медных пушек на монету. В 1763 г., после того как Артиллерийский банк раздал все свои средства в ссуды, он был закрыт.
2 Медный банк ? Банковые конторы вексельного производства для обращения внутри России медных денег (учрежден в 1758 г.) ? был создан для привлечения в казну серебряной монеты и облегчения обращения медной монеты. Выполнял также функции ипотечного банка. Был ликвидирован в 1763 г., так как не смог обеспечить притока в казну серебряной монеты и все свои средства раздал в ссуды.
3 Государственный вспомогательный банк для дворянства (учрежден в 1797 г.) ? ипотечный банк, учрежденный для выдачи ссуд дворянам, за счет которых они погашали свои долги частным лицам и государственным кредитным учреждениям. Прекратил выдачу ссуд в начале 1799 года. В 1802 г. был присоединен к Заемному банку под названием Двадцатипятилетней экспедиции.
4 Андрюшин С.А. Банковская система России: особенности эволюции и концепция развития. ? М., 1998. ? С. 105.
5 Сохранные казны (учреждены в 1772 г. при Опекунских советах Воспитательных домов) являлись местными государственными ипотечными банками.
6 Приказы общественного призрения (учреждались в губернских городах на основании указа Екатерины II от 20 ноября 1772 г.), будучи благотворительными учреждениями, выполняли также функции государственных губернских ипотечных банков.
7 Городские общественные банки ? депозитные кредитные учреждения, выполнявшие функции муниципальных банков.
8 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собрание 1. ? Т. VIII. ? ? 5463.
9 Толстой Д.А. История финансовых учреждений России. ? СПб., 1848. ? С. 233.
10 ПСЗ. Собрание 1. ? Т. X. ? ? 6300.
11 Там же. ? ? 6636.
12 Там же. ? Т. XIV. ? ? 10235.
13 Оставшиеся средства Купеческого банка были переданы Дворянскому банку.
14 ПСЗ. Собрание 1. ? Т. XXIV. ? ? 18275.
15 Боровой С.Я. Кредит и банки в России (середина XVII в. ? 1861 г.). ? М., 1958. ? С. 124?126.
16 Здесь и далее по тексту цитаты из устава Государственного коммерческого банка даются по изданию: ПСЗ. Собрание 1. ? Т. XXХIV. ? ? 26837.
17 Морозан В.В. История банковского дела в России (вторая половина XVIII ? первая половина XIX в.). ? СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2001. ? С. 280.
18 Печерин Я.С. Исторический обзор правительственных, общественных и частных кредитных установлений в России. ? СПб., 1904. ? С. 109.
19 Буяны ? места хранения товаров, склады.
21 Морозан В.В. Указ. соч. ? С. 383?386.
20 Там же.
Материал подготовлен Департаментом внешних и общественных связей
|