Календарь мероприятий


ВТБ сообщил о планах "Яндекса" выдавать кредиты уже с 2022 года

"Яндекс" собирает команду сотрудников в сегменте финансовых сервисов, сообщил "ВТБ Капитал" по итогам встреч компании с инвесторами. Интернет-гигант может запустить кредитные продукты в рамках своей экосистемы уже в 2022 году.
"Яндекс" планирует запустить выдачу кредитных продуктов уже в 2022 году, говорится в обзоре "ВТБ Капитала", который организовал для интернет-компании road show (встречи с потенциальными инвесторами, не обязывающие к сделкам).
Как сообщили в "ВТБ Капитале", пилотные проекты "Яндекс" намерен начать уже в третьем квартале этого года. В частности, речь идет о продуктах с низким риском, связанных с электронной торговлей (например, схема "купи сейчас - плати потом"), а также о сервисах в рамках программы "Яндекс.Плюс". Сейчас интернет-компания формирует команду в сегменте финансовых сервисов и разрабатывает их технологическое ядро.
Представитель "Яндекса" сообщил РБК, что компания не комментирует отчеты аналитиков. Сроки запуска финансовых сервисов он не назвал.
Этой весной "Яндекс" стал владельцем небольшого банка "Акрополь" (310-е место по активам в российской банковской системе). Он купил кредитную организацию у бывшего гендиректора "Связного" Евгения Давидовича, сумма сделки составила 1,1 млрд руб. Более 85% активов банка приходится на портфель ликвидных ценных бумаг и средства на счетах в Центробанке.
Интернет-компания решила развивать финтех-направление самостоятельно после отказа от работы с другими крупными партнерами: прошлым летом "Яндекс" разделил активы со Сбербанком, в результате чего "Сбер" стал единственным владельцем платежного сервиса "Яндекс.Деньги" (теперь переименован в "ЮMoney"). Осенью же "Яндекс" пытался договориться о покупке Тинькофф Банка, но сделка не состоялась: по словам управляющего директора группы компаний "Яндекса" Тиграна Худавердяна, ее инициатором был основатель банка Олег Тиньков, а причиной разрыва предварительных договоренностей стало то, что "Олег передумал продавать". Сам Тиньков заявлял, что стороны не договорились о цене.
"Яндекс" в течение нескольких лет развивает собственную экосистему, сейчас она насчитывает 87 сервисов, в том числе в сфере логистики, торговли и развлечений: "Яндекс.Такси", "Яндекс.Еда", "Яндекс.Маркет", "Яндекс.Лавка", "Кинопоиск" и другие. "Благодаря экосистемной модели "Яндекс" совершил трансформацию из локальной поисковой системы, конкурента Google, в крупнейший в России инкубатор инновационных проектов в области цифровых технологий", - характеризовал ЦБ компанию в своем докладе. По итогам первого квартала 2021 года доля нерекламной выручки "Яндекса" впервые превысила долю рекламной, достигнув 51%. Суммарно сервисы экосистемы принесли компании 37 млрд руб. выручки.
Зачем "Яндексу" нужен банкинг
Реалистичный срок, через который "Яндекс" сможет выдавать первые кредиты и карточки, - 12 месяцев, говорил в ноябре прошлого года в интервью РБК Худавердян. Речь идет об онлайн-сервисах - запуск банковских отделений компания не рассматривает.
В целом у "Яндекса" "есть продуктовая финансовая стратегия" по предоставлению базовых финансовых сервисов, объяснял Худавердян журналу Forbes. Компания хочет создать дебетовую карту (и виртуальную, и физическую), но сроки запуска такого продукта глава "Яндекса" не называл.
"Без подробностей судить о шансах "Яндекса" на финансовом рынке и конкуренции с банками достаточно сложно. Но в любом случае, выходя на рынок кредитования, "Яндекс" начнет конкурировать с банками. BNPL-сервисы (Buy now pay later - "Купи сейчас - плати потом". - РБК) для потребителя, по сути, ничем не отличаются от рассрочки, которая уже есть у многих кредитных организаций. С другой стороны, этот сегмент кредитования достаточно быстро оборачивается из-за небольших объемов, в отличие от, например, длинной ипотеки", - рассуждает директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Антон Лопатин.
Потребители "могут легко переходить от одного продукта к другому, и все в итоге будет зависеть от спроса в магазине и предложенных условий", а преимущества "Яндекса" в этом сегменте заключаются в том, что у компании уже есть большая клиентская база и при оформлении кредита заемщикам не нужно будет обращаться к посреднику (банку)", добавляет он.
По словам директора по банковским рейтингам Национального рейтингового агентства Константина Бородулина, "нельзя сказать, что компания планирует делать бизнес в этой сфере ключевым". "Учитывая широкий охват пользователей прочими сервисами "Яндекса", финтех-направление весьма перспективно, однако стоит учесть, что "Яндекс" развивает его фактически с нуля, поэтому на первоначальном этапе ожидаемая доля рынка будет несущественна", - указывает он.
"Дебетовые карты могут стать фундаментом построения новой системы лояльности, от которой выиграет как сам "Яндекс", так и конечные пользователи", - считает сооснователь и генеральный директор платежного сервиса CloudPayments Дмитрий Спиридонов. По его мнению, компания может "приравнять кешбэк к баллам лояльности и утилизировать их внутри экосистемы, без подключения партнерских программ". По схожей схеме сейчас действует Сбербанк с баллами "Спасибо".
Как планируют регулировать экосистемы
Строительство экосистем в России идет по двум направлениям: крупные банки ("Сбер", ВТБ, "Тинькофф") развивают технологические направления, а технологические компании, в том числе "Яндекс", начинают выходить на финансовые рынки. Помимо "Яндекса" своим банком обзавелись онлайн-ретейлеры Wildberries и Ozon.
На этом фоне правительство уже готовит концепцию регулирования цифровых экосистем. Она должна охватить такие направления регулирования, как госинвестиции в развитие цифровых платформ, координация стратегий крупных цифровых платформ, принципы налогообложения экосистем, а также порядок их слияний и поглощений, писал "Коммерсантъ".
Свои идеи по регулированию экосистем есть и у Банка России. Как говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, такие структуры не должны строиться "по закрытому принципу, когда лидеры рынка захватывают в свой периметр все больше небанковских продуктов, собирают все больше данных, а данные становятся главным конкурентным преимуществом финансового бизнеса".
Источник: РБК: https://www.rbc.ru/finances/15/06/2021/60c8c7b59a794723dc178617

 

16.06.2021

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 26.12.2024 Все новости
Наши мероприятия
26.11.2024
26.11.2024 - "Первая работа. Путеводитель"
25.11.2024
25.11.2024 - "Как ключевая ставка Банка России позволяет управлять инфляцией"
22.11.2024
22.11.2024 - "Инфляция и рынок труда"
05.11.2024
05.11.2024 - "Розничные инвесторы и торговля на бирже"
22.10.2024
22.10.2024 - "Основы потребительского кредитования. Обзорная лекция" Все новости
Новости для банков
09.07.2024
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БАНКОВ
28.12.2024
Т-банк планирует открыть два филиала в Китае
28.12.2024
Расширен список банков для выплат военнослужащим
28.12.2024
Стоимость дропперских карт на черном рынке выросла за 2024 год почти в шесть раз
28.12.2024
АКРА: ужесточение потребкредитования приведет к поиску других каналов для займа Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости