В Екатеринбурге банк проиграл клиенту суд по делу о скрытой комиссии
Клиентка Россельхозбанка заплатила комиссию за страховку в два раза больше самой страховки
Жительница Режа Галина Петровых выиграла суд у Россельхозбанка, где она брала кредит, который досрочно погасила. Суд обязал банк вернуть женщине 76 тысяч рублей - комиссию, которую с нее взяли за подключение к коллективному договору страхования. При этом сумма страховки была в два раза меньше комиссии - всего 33 тысячи рублей.
В конце 2019 года Галина взяла в Россельхозбанке кредит на пять лет и подписала заявление на присоединение к программе коллективного страхования. Страховка ей обошлась в 108 тысяч. Эта плата включала в себя комиссию банка и выплату страховой премии в страховую компанию. Через несколько месяцев Галина полностью погасила кредит и тем самым досрочно прекратила и договор страхования. Она обратилась в "РСХБ-Страхование" с просьбой вернуть излишне уплаченную страховую премию за неиспользованный период времени в размере 106 тысяч рублей. Но в банке отказались добровольно возвращать деньги.
- Клиентка обратилась к нам зимой 2020 года. Она хотела взыскать страховую премию, поскольку кредит был погашен досрочно. Однако в суде выяснилось, что страховая премия за пять лет - всего 33 тысячи. А оставшиеся 76 тысяч - это комиссия банка за само подключение к программе страхования. Хотя он просто берет данные клиента, включает в общий список застрахованных лиц и в электронном виде отправляет страховщику. За элементарные действия взяли совершенно несоразмерную сумму. Дарить банку эти деньги не хотелось.
"Банк на этом зарабатывает. Им мало процентов по кредитам, они выдумывают еще услуги по подключению к программе страхования"
Антон Кудряков
В итоге в суде было два ответчика - страховая компания и сам банк. Антону удалось взыскать 32 тысячи у страховой компании (минус небольшая сумма за фактическое пользование страховкой на момент действующего кредита) и 76 тысяч у банка. Помогло то, что комиссия банка была скрыта от клиента.
- Формально банк имеет право брать комиссию за услуги, но 76 тысяч - это несоразмерная сумма, злоупотребление материальными правами. Потребитель тут - слабая сторона. В этом деле сработало еще то, что до Галины не была доведена информация о размере комиссии, это нигде не было прописано. Она думала, что погасит кредит и сможет вернуть остаток денег за неиспользованный период страхования - 108 тысяч минус страховая премия, - пояснил Антон Кудряков.
По словам юриста, страховку вернуть легче, чем комиссию.
- С комиссией сложнее, потому что судебная практика пока исходит из того, что это услуга. Если она оказана, то за нее деньги нельзя вернуть, даже если цена услуги очень большая. Поэтому следует обращать внимание на стоимость комиссии в заявлении на подключение к программе коллективного страхования. Это отдельный от кредитного договора документ, как правило на одной или двух страницах. Если там нет информации о стоимости комиссии, то это может помочь потребителю во взыскании денег с банка.
Однако если в документе все указано, а клиент прочитал и согласился, то потом уже ничего взыскать не получится
Как пояснил правозащитник, судьи придерживаются формального подхода - если человек поставил подпись, значит, он ознакомился с содержанием всех документов. Не только тех, которые ему выданы, но и всех, на которые есть ссылка в подписанных документах.
- Приходите вы в банк пластиковую карточку получить, подписываете заявление, а там написано, что вы соглашаетесь на условия дистанционного банковского обслуживания, комплексного банковского обслуживания, и стоят ссылки на множество разных документов, которые вам никто не дает почитать. Они где-то на сайте банка опубликованы. Время обслуживания в офисе не рассчитано на то, чтобы клиент внимательно читал эти документы. Также хочу отметить, что, хотя услуга страхования якобы добровольная, по факту она сейчас обязательная и без нее кредит не получить. Это в настоящее время самая распространенная проблема, - подвел итог Антон Кудряков.
Источник: https://www.e1.ru/news/spool/news_id-69577013.html
30.11.2020