В ходовой доступности: банки сократили темпы закрытия отделений
Банки сократили темпы закрытия отделений, несмотря на отток клиентов из них в коронакризис. Так, с мая по октябрь 2020 года прекратили работу 167 офисов финансовых организаций (0,8%), хотя с ноября 2019-го по апрель 2020-го было закрыто 256 отделений (1,3%), свидетельствуют данные ЦБ. Многие банки из топ-30 сообщили, что не сокращали свою сеть и не собираются это делать в 2020 году. А некоторые из них планируют даже увеличить количество офисов
С мая по конец октября этого года число банковских офисов в России снизилось с 19 785 до 19 618, то есть примерно на 0,8%. А за предыдущие полгода отделений стало меньше на 1,3%. В опрошенных "Известиями" банках из топ-30 подтвердили тренд на сокращение закрытия офисов. Там заявили, что развивают удаленные каналы взаимодействия с клиентами и онлайн-сервисы, оптимизируют сеть отделений и делают их более технологичными. И не планируют уменьшать количество офисов в 2020 году. Они считают важным обеспечить близость и доступность банковских точек.
В ВТБ рассказали, что открыли 29 новых отделений во время пандемии. Газпромбанк планирует увеличить сеть на 48 офисов в крупных городах, Новикомбанк - на четыре, в частности на Дальнем Востоке и в Сибири, Россельхозбанк также намерен расширять присутствие в регионах. Только пять банков заявили о закрытии офисов в этом году и связали это с оптимизацией сети и устранением дублирующих отделений.
Закрытие точек сети продаж не связано с кризисом из-за коронавируса, отметили в пресс-службе банка "Зенит". Такие мероприятия финансовая организация проводит последовательно в связи с оптимизацией деятельности, отказом от избыточной сети в некоторых регионах, а также развитием цифровых каналов обслуживания.
О продолжении реструктуризации офисов рассказали в Сбербанке. Там не закрывали отделения в прошлом году и не планируют их сокращение в будущем. По опыту работы в период пандемии его представители отметили, что для клиентов очень важно живое общение, и люди по-прежнему предпочитают обсуждать финансовые вопросы лично. Поэтому банк не сокращает свою сеть, а начинает предлагать в офисах новые форматы обслуживания, такие как подключение к мобильному оператору, онлайн-кинотеатру, консультация с врачом или отправка посылки.
В ЦБ не ответили на запрос "Известий" о причинах замедления темпов закрытия банковских офисов и не дали прогноз на будущие месяцы. Однако эксперты считают, что в долгосрочной перспективе финансовые организации все-таки продолжат уменьшать количество отделений. Так, директор региональной сети "БКС Мир инвестиций" Сергей Данилов обратил внимание, что неэффективные офисы и дальше будут закрываться по мере развития у банков digital-решений коммуникации с клиентами. Ранее для любой операции приходилось обращаться в офис, однако сегодня каждый банк имеет мобильное приложение и личный кабинет клиента, которые позволяют провести операцию дистанционно.
При этом эксперт подчеркнул, что банки не придут к полному закрытию офисов. Во-первых, потому что законодательство не позволяет открывать счета без идентификации клиентов, а курьерская доставка документов хорошо развита только у небольшой доли кредитных организаций. И во-вторых, офисы - это инструмент для рекламы продуктов и PR бренда.
Сокращения в прошлом
Во время кризисов прошлых лет с ростом потерь банки увеличивали количество сокращаемых отделений. Например, после 2014 года, запомнившегося резкими валютными скачками, в 2015-м финансовые организации закрыли 11,9% офисов. В 2016-м - 8,7%, а в 2018-м, когда под санацию попали некоторые крупные кредитные организации, число отделений сократилось более чем на 10%.
Эксперты объясняют замедление этого процесса несколькими причинами. Во-первых, ориентация на потребности клиентов. Россиянам пока удобнее получать услуги в отделениях, чем дистанционно, считает председатель правления банка "Фридом Финанс" Геннадий Салыч. Другой причиной замедления темпов сокращения офисов эксперт называет тот факт, что банковский сектор надеется на скорое прекращение пандемии и возвращение к обычной жизни. Свою роль играют и возросшая активность мошенников в Сети, и не слишком высокий уровень финансовой грамотности, и фактор привычки, к тому же некоторые услуги просто нельзя оформить дистанционно, например арендовать сейфовую ячейку или сдать биометрию.
Банки стремятся снизить расходы на ежедневное обслуживание отделений и затраты на работников, но им еще нужно сохранить форму взаимодействия, к которой привыкли жители страны, считает Геннадий Салыч.
Осенью поток клиентов в некоторых крупных финансовых организациях просел более чем на 10%. Однако в целом по рынку ситуация выглядит стабильной, сообщил эксперт. Он подтвердил, что в следующем году может снова проявиться тенденция на сокращение отделений, а также уход кредитных организаций вследствие отзыва лицензий. Это будет зависеть от ситуации с пандемией и состояния российской экономики.
Крупные федеральные банки будут в первую очередь оптимизировать сеть, укрупнять бизнес в городах присутствия. Небольшим региональным организациям придется еще труднее. Для них очень многое будет зависеть от ситуации с пандемией в субъекте, рассказал эксперт.
Источник: Известия: https://iz.ru/1091986/mariia-kolobova/v-khodovoi-dostupnosti-banki-sokratili-tempy-zakrytiia-otdelenii
26.11.2020