ЦБ раскрасил риски: Финансовым продуктам присвоили цвета по степени опасности
Банк России предлагает информировать розничных инвесторов с помощью ключевых информационных документов (КИД), разделяя финансовые продукты на три группы по степени риска - "красную", "желтую" и "зеленую". Банкиры считают, что и сегодня достаточно бумаг для полного информирования клиентов. Правозащитники уверены, что КИД поможет гражданам разобраться во многих деталях сложных продуктов, однако не всегда у клиентов будет на это время.
В пятницу 29 мая Банк России опубликовал доклад "О вопросах совершенствования правил продаж инвестиционных продуктов и инструментов" (.pdf). Регулятор предлагает обсудить внедрение в российскую практику ключевых информационных документов (КИД) (см. "Ъ" от 20 мая). Они должны раскрывать информацию по финансовому продукту в кратком виде, быть написаны простым языком и отражать ключевые характеристики и риски продукта.
Необходимость таких документов требуется в связи с увеличением числа непрофессиональных инвесторов и большим разнообразием финансовых инструментов разного уровня сложности.
В том числе для сокращения недобросовестной практики продаж финансовых продуктов.
Банк России предлагает разделить финансовые продукты на три вида.
В "красную" группу продуктов, по которым предоставление КИД является обязательным, должны войти производные финансовые инструменты, структурные финансовые продукты, иностранные финансовые продукты (за исключением валют). В "желтую" группу включаются продукты, предоставление КИД по которым рекомендуется на основании предложений ЦБ или саморегулируемых организаций. В "зеленую" группу попадут продукты, по которым не предполагается обязательным предоставление КИД, в частности, вклады и сберегательные сертификаты с постоянной процентной ставкой, акции российских компаний, "простые" облигации российских эмитентов, сделки купли-продажи валют без кредитного плеча и ряд других инструментов.
По словам руководителя проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгении Лазаревой, потребитель должен иметь возможность до подписания договора внимательно ознакомиться с параметрами продукта и реальными условиями его использования. "Особенно это касается производных и структурных финансовых инструментов, а также иностранных финансовых продуктов",- говорит она.
Директор-руководитель направления банковских рейтингов агентства НКР Михаил Доронкин считает, что внедрение КИД позволило бы выработать единые стандарты раскрытия информации о сложных инвестиционных продуктах.
"Ведь у каждого банка своя глубина раскрытия такой информации, и зачастую продавцу сложного продукта выгоднее не посвящать клиента в механизм инвестирования полностью",- считает он. При этом он отмечает, что в большинстве случаев клиенты банка не понимают, какие риски сопряжены с вложениями. В результате потери по инвестиционной части структурного продукта могут перевесить прибыль от процентов по вкладу.
Этому аспекту в докладе ЦБ уделено особое внимание. Саму ключевую информацию предлагается разбить на три основных раздела: обязательную для представления, обязательную для представления при наличии определенного условия и дополнительную. В обязательном разделе помимо "Рисков", "Комиссий" и "Условий "выхода" из продукта" есть пункт "Внимание". В нем предлагается размещать различные предупреждения - "Вы можете потерять все, что вложили"; "Вы можете потерять больше, чем вложили"; "Средства не застрахованы государством" и т. п.
Банки указывают, что и так исчерпывающе полно оповещают своих клиентов обо всех особенностях продуктов. "Мы уже делаем маркетинговые материалы максимально понятными для наших клиентов, по всем нашим продуктам предоставляется полная информация об их наполнении",- заявили в банке "ФК Открытие". В ВТБ отметили, что "банк предоставляет полную информацию об их условиях и размещает ее в открытых источниках".
При этом, как заявили в одном крупном банке, введением еще одной бумаги проблема не решается.
А если из ЦБ позвонят в банк и потребуют, чтобы в следующем месяце по такому-то продукту было вдвое меньше жалоб, то из центрального офиса доведут эту информацию до всех отделений, в которых либо начнут объяснять клиентам все нюансы, либо свернут продажу продукта, отметил собеседник "Ъ".
Впрочем, исследования ОНФ показывают, что 95% потребителей считают необходимым читать и вникать в договоры и другие документы до их подписания, но лишь половина (52%) подтверждают, что успевают сделать это на практике. "В отделениях и офисах созданы все условия, чтобы клиенту было психологически некомфортно тратить время на изучение условий договора и других документов",- говорит Евгения Лазарева.
Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4363563
31.05.2020