ЦБ возложил надежды на банковский самоконтроль
ЦБ согласился с рекомендациями по ужесточению требований к независимости комплаенс-офицеров
Центробанк согласился с рекомендациями Национального совета финансового рынка (НСФР) о необходимости более серьезного контроля банков со стороны их собственных сотрудников - комплаенс-офицеров. Эти работники должны объективно оценивать соблюдение банками антиотмывочного законодательства. Сегодня только 6% кредитных организаций соблюдают принцип независимости комплаенс-офицеров. Как указано в письме директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Юрия Полупанова, с которым ознакомились "Известия", регулятор поддерживает идеи НСФР об исключении давления на таких сотрудников со стороны менеджмента, акционеров и клиентов банков. Эти меры могут помочь ЦБ снизить риски роста объема сомнительных операций, которые нередко становятся причиной отзыва лицензии.
Независимость комплаенс-офицеров нужна для объективной оценки соблюдения банками законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Если эти сотрудники будут принимать решения под давлением, банк рискует оказаться вовлеченным в сомнительные операции. Последние несколько лет вовлеченность в сомнительные схемы - одна из главных причин закрытий банков.
По данным НСФР, полностью независимы в работе комплаенс-офицеры только в 6% банков. В 68% организаций такие сотрудники как административно, так и функционально подчиняются менеджменту, в 25% - только отчитываются перед руководителем, в 4% кредитных организаций подчинение формально. В 50% случаев решения комплаенс-офицера должны подтверждаться вышестоящим руководством. В 32% случаев комплаенс-офицеры испытывают давление со стороны вышестоящего руководства, в 1% - со стороны сотрудников банков.
24% банков публикуют данные комплаенс-офицеров, в том числе контактные (ФИО, почта, сфера ответственности), в открытом доступе, и только у 6% кредитных организаций введены санкции за разглашение соответствующей информации. В 54% случаев сотрудников, которые разглашают данные о комплаенс-офицерах, штрафуют или лишают премии, в 2% случаев - понижают в должности, в 36% случаев - объявляют выговор, в 11% случаев - увольняют.
Рекомендации по сохранению принципа независимости комплаенс-офицеров были разработаны НСФР и направлены в ЦБ в конце августа этого года. В документе (есть у "Известий") отмечено, что комплаенс-офицеры должны принимать решения независимо. А основным критерием при определении размера вознаграждения и компенсаций таких сотрудников должно быть снижение регуляторных и репутационных рисков банка.
ЦБ поддержал рекомендации, отметив, что они не противоречат законодательству и требованиям к деловой репутации комплаенс-офицеров.
Зампред НСФР Александр Наумов считает, что нужно пойти дальше и приравнять комплаенс-офицеров к чиновникам, обеспечив им необходимую поддержку в случае утраты трудоспособности или угрозы уничтожения имущества в связи с исполнением должностных обязанностей.
- Сейчас эти сотрудники по антиотмывочному законодательству рискуют своим положением при отзыве банковской лицензии наряду с президентом или предправления банка, - пояснил Александр Наумов. - Компенсация за их труд не соответствует не только их профессиональным знаниям, но и рискам, которые они на себя принимают.
По данным ЦБ, в 2016 году объем сомнительных трансакций составил $800 млн по сравнению с $1,5 млрд в 2015-м. За последние пять лет показатель упал более чем в 70 раз.
Источник: Известия: https://iz.ru/656289/anastasiia-alekseevskikh/tcb-vozlozhil-nadezhdy-na-bankovskii-samokontrol
01.11.2017