Поведенческий надзор повысит доверие к финансовому рынку
Эльман Мехтиев (АРБ) и Михаил Мамута (ЦБР) обсудили переход Банка России к поведенческому надзору
Центробанк не "вдруг" заинтересовался поведенческим надзором, это был взвешенный, продуманный выбор. С такого утверждения начал изложение позиции регулятора М.В. Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей Банка России, в интервью Э.О.О. Мехтиеву, вице-президенту Ассоциации российских банков.
Михаил Валерьевич пояснил, что Центробанк рассматривает поведенческий надзор в сфере защиты прав потребителя в качестве инструмента повышения доступности и качества финансовых услуг, повышения доверия населения к финансовому рынку, а в конечном итоге - повышения вклада финансового рынка в экономическое развитие страны.
Основной задачей на пути к реализации указанных целей является преодоление до сих пор остающегося внушительным разрыва между ожиданиями потребителя и рыночной реальностью. Финансовые организации предлагают клиентам совсем не то, что клиент ожидает получить, поскольку не имеет полной информации о продуктах, их использовании и сопутствующих рисках.
М.В. Мамута подчеркнул важность помнить о том, что поведенческий надзор никак не ущемляет прав тех, кто трудится добросовестно, но направлен целиком и полностью "на исключение недобросовестных практик и токсичных продуктов", путь даже обеспечивающие сиюминутный рост здесь и сейчас, однако создающие проблемы в долгосрочной перспективе.
Отвечая на вопрос Эльмана Мехтиева о том, не пришло ли время для появления Закона о защите прав потребителей сферы финансовых услуг, Михаил Мамута сказал, что подобный шаг сегодня представляется преждевременным: регулирование является процессом, который развивается синхронно развитию рыночной ситуации, изменению экономических отношений.
Мегарегулятор, как ни странно, вопреки своему названию, не стремится зарегулировать кредитно-финансовую систему. Вот почему принятие такого закона означало бы опережать события и увеличить вмешательство ЦБР в отношения на рынке финуслуг. В конечном итоге идеалом для ЦБР является ситуация, в которой большинство противоречий между финорганизацией и клиентом решаются обеими сторонами совместно без посредничества Банка России или суда.
К сожалению, до сих пор не удается выстроить продуктивной работы с коммерческими банками. В случае МФО, при разработке базового стандарта защиты прав потребителей, Банк России плотно сотрудничал с участниками микрофинансового рынка и добился с ними завидного взаимопонимания. Можно сказать, что базовый стандарт для МФО полностью учитывает позицию самих МФО. До конца 2017 г. планируется покрыть подобными стандартами весь рынок финуслуг, кроме банковской сферы. Здесь, при взаимодействии с банками, такого консенсуса регулятором еще не достигнуто. Пока регулятор предпочитает ограничиваться рекомендациями, которые, хотя и не имеют силы нормативного акта, однако доказали свою эффективность. Они же станут главным инструментом поведенческого регулирования в БС РФ, причем уже имеется первый опыт, связанный с защитой потребителей в случаях переупаковки банками небанковских финансовых продуктов.
Агентство "ВЭП" предлагает микрофинансовым компаниям:
28.04.2017