ЦБР обяжет банки информировать физлиц о рисках
Уведомление граждан о рисках при покупке финансовых продуктов станет обязательным
В информационном письме от 27 февраля 2017 г. N ИН-01-59/10 Банк России рекомендовал кредитным организациям сообщать физлицам при предложении им финансовых услуг о сопутствующих рисках, в том числе предложил использовать типовую форму уведомления. Имеется в виду, в первую очередь, участившееся предложение банками клиентам услуг, на которые не распространяется страховая компенсация от Агентства по страхованию вкладов. На сегодняшний день исполнение этой рекомендации не является обязательным, но, как сообщили ТАСС в пресс-службе регулятора (9 марта с.г.), в обозримом будущем Центробанк может выступить с законопроектом, который обяжет коммерческие банки сообщать обо всех рисках, связанных с инвестированием в финансовые инструменты, дополнительные к договору банковского вклада.
Насколько вероятны такие изменения в банковском законодательстве, во многом зависит от добросовестности самих банков, поскольку ЦБР намерен действовать сообразно накапливающимся жалобам: "Вопрос о необходимости закрепления рекомендаций на законодательном уровне может быть рассмотрен по результатам анализа информации о применении рекомендаций, в том числе из поступающих жалоб", - так прокомментировали политику Центробанка в его пресс-службе.
Собственно сама по себе идея письменного уведомления потребителей финансовых услуг о рисках возникла у регулятора после ряда обращений граждан, потерявших свои инвестиции, в т.ч., например, клиентов "Татфондбанка" (лицензия отозвана приказом ЦБ РФ от 03.03.2017 N ОД-542), которые лишились средств, переданных в доверительное управление дочерней компании банка - инвестиционной компании "ТФБ Финанс".
Вряд ли исполнение нового требования доставит неудобства большинству кредитных организаций: в ряде банков уже начата работа по изучению рекомендаций и их реализации на практике; в группе ВТБ выразили однозначную уверенность в справедливости рекомендаций ЦБР, которые позволят со временем "сократить размещение средств в банках с высокорискованной кредитной политикой".
Впрочем, у палки два конца. Меры, предпринятые ЦБР против незастрахованных продуктов, могут побудить иные банки принуждать клиентов брать страховку, что обернется для введенных в заблуждение потребителей неоправданными затратами. ОООП "ФинПотребСоюз" неоднократно обращал внимание Банка России на подобные факты нарушения прав потребителей финансовых услуг и на необходимость в этой связи проведения работы по предотвращению навязывания сотрудниками банков и услуг страхования. Есть и другое упущение: рекомендации регулятора затрагивают почти исключительно навязывание клиентам инвестиционных продуктов, тогда как не менее серьезной проблемой является, по заявлениям специалистов все того же "ФинПотребСоюза" порочная практика навязывания кредитных продуктов.
20.03.2017