Банк России рекомендует информировать физлиц о рисках при приобретении финансовых продуктов
В банках появится форма уведомления граждан при предложении им финансовых услуг
Банк России отреагировал на жалобы граждан, недовольных тем, что некоторые кредитные организации, при реализации дополнительных финансовых продуктов, не сообщают о рисках, сопутствующих приобретению таких продуктов. В интересах защиты прав потребителей финансовых услуг и защиты здоровой рыночной конкуренции регулятор в информационном письме от 27 февраля 2017 г. N ИН-01-59/10 предлагает кредитным организациям разработать форму уведомления граждан при предложении им финансовых услуг и в том же письме предлагает рекомендуемый макет такой формы. Через нее до сведения граждан банком будут доводиться все необходимые сведения, позволяющие корректно оценить соответствующие риски, сформировать ожидания по соотношению уровня риска и доходности, сопоставить предложение с аналогичными услугами от прочих кредитных организаций.
Например, при предложении вклада банк обязуется сообщить, что денежные средства по вкладам физлиц застрахованы исключительно в пределах суммы 1,4 млн. руб. Если же предлагаются продукты, на которые вообще не распространяется система обязательного страхования вкладов, то клиенту сообщается, что денежные средства по предлагаемому продукту не застрахованы в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Если банк предлагает услуги сторонних организаций по агентскому договору, клиента требуется оповестить, что кредитная организация не является поставщиком указанных услуг.
Аналогичным образом раскрывается любая другая информация, характеризующая сопутствующие риски.
При этом регулятор не останавливается в своих рекомендациях и, в целях повышения качества обслуживания граждан, советует банкам осуществлять аудио- и видеозаписи взаимодействия персонала с клиентами, о чем последние должны быть предварительно уведомлены. Такая мера поможет найти выход из спорной ситуации, а кроме всего прочего, дисциплинирует как банковского сотрудника, так и клиента.
И конечно, самым простым, но в то же время самым действенным средством повысить эффективность работы с клиентами Банк России называет обучение персонала кредитных организаций, предлагающего физлицам финансовые инструменты и услуги. Это логично: грамотно проинформировать клиента в отношении специфики и рисков, связанных с приобретением финансовых продуктов, сумеет лишь хорошо обученный специалист.
02.03.2017