Календарь мероприятий


Оплатный долг: услуги рассрочки могут приравнять к потребкредитам

Какие риски для потребителей BNPL-сервисов увидел Центробанк
Для регулирования BNPL-сервисов (buy now pay later, покупай сейчас - плати позже) в России рассматривают возможность сближения потребительского кредитования и услуги рассрочки в законодательстве. Об этом "Известиям" сообщили в Центробанке. Регулятор также планирует обязать такие платформы передавать все сведения в бюро кредитных историй (БКИ). Но в Ассоциации банков России считают, что BNPL - это не кредитный продукт и под регулирование и надзор ЦБ он не должен напрямую подпадать. Эксперты же говорят о целесообразности введения контроля в новом сегменте.
Взять под контроль
Осенью 2021 года регулятор разослал банкам и МФО информационное письмо, в котором предостерег их от участия в схемах с недобросовестной рассрочкой на покупку товаров. В ноябре стало известно, что Центробанк готовит предложения по регулированию BNPL-сервисов, но эта работа была приостановлена в связи с необходимостью реализации более срочных антикризисных решений, пояснили в ЦБ. Теперь же, считает регулятор, целесообразно ее возобновить.
СПРАВКА  BNPL-сервисы предоставляют потребителям возможность оплатить покупку равными частями в течение небольшого периода времени. Сегмент BNPL стал набирать популярность в России в период пандемии. На этом рынке сейчас работают "Тинькофф" ("Долями"), Совкомбанк ("Частями"), "Яндекс" ("Сплит"). 16 июня Сбербанк запустил аналогичный сервис - "Плати частями". В РФ деятельность таких сервисов пока не регулируется.
Чаще всего россияне предпочитают оплачивать частями одежду, обувь, товары для детей, автомобилей и дома.
Для выработки новых мер анализируется международный опыт регулирования BNPL-сервисов, рассказали "Известиям" в ЦБ. В частности, рассматриваются существующие зарубежные практики продажи потребителям товаров и услуг с рассрочкой платежа, а также возможные уязвимости и риски развития таких сервисов. Это позволит выработать подходы к предполагаемому дополнительному регулированию нового сегмента рынка в РФ, подчеркнули в регуляторе.
Как указали в Центробанке, риском приобретения товара с помощью BNPL-сервиса может стать отсутствие договора потребкредита, которое лишает гражданина ряда значимых прав и гарантии. Например, в части передачи долга сторонним компаниям и предельных значений штрафов за просроченную оплату. А отсутствие данных о подобных обязательствах в БКИ не дает возможности профессиональным кредиторам правильно оценить долговую нагрузку граждан и их кредитоспособность при обращении за займом, резюмировали в ЦБ.
Не альтруисты
В Ассоциации банков России "Известиям" заявили, что BNPL - это не кредитный продукт. Поэтому под регулирование и надзор со стороны Центробанка он напрямую попадать не должен, отметил вице-президент Ассоциации Алексей Войлуков. Он добавил, что возникающие обязательства клиентов сервисов, предоставляющих рассрочку на покупку того или иного товара, не должны аккумулироваться в БКИ. Поскольку в этом инструменте нет процентов, как в некоторых банковских, а также какого-либо кредита и соответственно классической финансовой долговой нагрузки, пояснил специалист.
- В предложении услуг рассрочки на товары без процентов участвуют три стороны - ритейлеры, банки и платежные систем, которые отнюдь не альтруисты, - обратил внимание Алексей Войлуков. - Их интерес заключается в завоевании лояльности клиента, долгосрочном сотрудничестве с ним и предложении ему другого товара или услуги компании.
По мнению же президента Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александра Иванова, наличие регулирования важно практически для всех финансовых услуг, и BNPL не исключение. Если и развивать инструмент, то только с понятными и прозрачными правилами игры: клиенту необходимо понимать, что его права защищены. Эксперт добавил, что пока в Ассоциации вопрос развития подобных сервисов не обсуждался.
"Известия" направили запросы в пресс-службы "Тинькофф", Совкомбанка и "Яндекса" относительно будущих регуляторных мер и их участии в обсуждениях. В компаниях оперативно не ответили. Также "Известия" спросили крупных ритейлеров, бренды одежды и обуви о работе с BNPL-сервисами, спросе на этот фининструмент со стороны россиян.
Оставить нельзя, регулировать
BNPL-сервисы - относительно новый для российского рынка инструмент, подчеркнул руководитель практики по работе с финансовыми учреждениями Kept (ранее KPMG в России. - "Известия") Вугар Алиев. Этот продукт обладает большим количеством признаков кредитования, к поэтому Центробанк должен его регулировать, констатировал финансист.
Продукт BNPL по экономической сущности можно описать как POS-кредитование (вид потребкредита, оформляемый в торговых точках. - "Известия") с льготным периодом, или упрощенную карту рассрочки, согласен младший директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Анатолий Перфильев. Он отметил: при выходе на просрочку по BNPL будут начисляться штрафы, поэтому, несмотря на невысокие суммы покупок, повышенные взыскания и отсутствие контроля в целом могут причинить потребителю значительный материальный ущерб.
В том, что регулирование в сегменте BNPL нужно, уверен и вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. Оглядываясь на зарубежный опыт, а именно США и Австралии, можно сказать, что опасения ЦБ вполне оправданны, утверждает он. Например, в 2021-м власти Калифорнии обвинили подобный сервис - Afterpay - в сборе процентов более чем с 640 тыс. граждан по сделкам, которые на самом деле были "незаконными займами". В результате урегулирования компания вернула потребителям $900 тыс.
Контролировать BNPL-сервисы целесообразно только с точки зрения защиты потребителей, чтобы они четко представляли собственные риски и соизмеряли свои возможности по оплате в будущем, полагает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Домащенко. Говоря о возможных мерах, он допустил введение требования для таких платформ - направлять данные в БКИ.
Источник: Известия: https://iz.ru/1351417/roza-almakunova/oplatnyi-dolg-uslugi-rassrochki-mogut-priravniat-k-potrebkreditam

21.06.2022

Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Организация банковской деятельности" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Операции банка с ценными бумагами" от 30.06.2025 Все новости
Наши мероприятия
14.05.2025
Ян Кэмпбэлл (Чехия), встреча-онлайн - Современные проблемы финансов в России и за рубежом
06.05.2025
Бархота А.В., лекция-онлайн - "Проблематика ESG и устойчивое развитие: забвение или ренессанс"
30.04.2025
Шарушинская О.В., лекция-онлайн - "Антифрод (система противодействия мошенничеству) в банках и МФО"
18.04.2025
Итоги 25-го Интернет-Чемпионата по банковскому делу и финансам
18.04.2025
29.04.2025 - Семинар-онлайн "Всё об инвестициях в золото" Все новости
Новости для банков
08.07.2025
На покупку жилья россияне могут направить 13,5 трлн рублей с депозитов
08.07.2025
ЦБ Китая изучает мнения банков о слабости доллара
08.07.2025
Лавров: в БРИКС прорабатывается проект трансграничной платежной инициативы
08.07.2025
Российские банки начали снижение ставок по рыночной ипотеке
08.07.2025
МВД рассказало о схеме мошенников с "арендой" банковских карт Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости