Календарь мероприятий


Депутаты не дали ход платформе ЦБ по оценке подозрительных клиентов

   В Госдуме в первом чтении принят проект закона о платформе ЦБ "Знай своего клиента" (ЗСК). Этот проект однажды уже отзывался из Думы, но к доработанному варианту у ведомств и участников рынка осталось столько вопросов, что в постановлении Думы записаны направления, по которым ее новому созыву осенью предстоит работать над этим документом - это сам по себе редкий случай.
   15 июня Дума в первом чтении приняла законопроект о создании на базе ЦБ платформы ЗСК. Он предполагает, что регулятор разделит всех клиентов банков по степени риска: низкий, средний и высокий.
   Первоначальный вариант законопроекта вызвал массу замечаний (см. "Ъ" от 17 февраля). Впрочем, и к новому варианту проекта у банковского сообщества имелись претензии, в частности, в своем отзыве на законопроект АБР предлагала госорганам самостоятельно ограничивать деятельность высокорискованных юрлиц, а не перекладывать это на банки. По ЦБ, доля клиентов высокого уровня риска не превышает 0,7% от общего числа субъектов предпринимательской деятельности, что составляет около 50 тыс. юрлиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП). Предпочтительным представляется применение процедуры принудительной ликвидации для таких ЮЛ/ИП, говорилось в письме АБР.
   По словам главы НСФР Андрея Емелина, при принятии этого законопроекта произошел "редкий случай - специально для нового состава Думы в постановление палаты внесены ключевые направления необходимой доработки проекта". Согласно им, необходимо законодательно закрепить, что сервис ЗСК носит рекомендательно-информационный характер, а также установить определенный срок, на который ограничивается деятельность клиента банка, признанного высокорискованным, и др.
   В самом тексте проекта много неоднозначных положений.
   Так, в отзыве правительства на него отмечается, что используемое понятие "подозрительные операции" следует скорректировать. Кроме того, там указано, что в законе предусмотрен ряд исключений, когда со счета юрлица с высоким уровнем риска можно совершать операции, например, для выплаты зарплаты или уплаты налогов, правительство предлагает расширить этот перечень.
   По словам Андрея Емелина, из-за обилия замечаний к проекту логично, что его окончательное принятие перенесено на осень. "В первом варианте проекта основную претензию вызывала норма о списании средств компаний из "красной" категории в пользу бюджета без суда. Из принятого варианта закона она исключена, но легче компаниям не станет - их средства будут без суда заморожены, и они смогут вернуть свои деньги только через ликвидацию",- говорит он.
   Для банков же, по словам Андрея Емелина, наиболее расходной нормой остается обязанность проверять категорию риска не только каждого клиента, но еще и его контрагента до совершения операции, что делает процесс дороже и медленнее. "Многие формулировки проекта также вызывают вопросы, например, "подозрительные операции", к которым предлагается относить операции с любыми преступными целями,- говорит он.- Следовало бы наделить полномочиями ФНС совместно с ЦБ и Росфинмониторингом через суд ликвидировать организации, причастные к преступной деятельности".
   По словам экспертов, в том, что такой "сырой" проект принят в первом чтении, большую роль сыграл Банк России. Как рассказал вице-президент АБР Алексей Войлуков, существует Общенациональный план действий, обеспечивающий восстановление занятости и рост экономики. В разделе 4.3 есть пункт 8, снижение издержек хозяйствующих субъектов путем создания Банком России платформы ЗСК, и срок окончания - декабрь 2021 года. "ЦБ необходимо реализовать эту задачу в этом году",- поясняет он.
   В Банке России сообщили "Ъ", что законопроект будет дорабатываться с участием заинтересованных сторон, в том числе с учетом предложений экспертного сообщества. "Ожидаем принятия законопроекта в окончательной редакции в начале осенней сессии Госдумы в 2021 году",- заявили в ЦБ.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4857332

16.06.2021

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 29.02.2024
29.02.2024
Обновление раздела ББТ "Валютный контроль" от 29.02.2024 Все новости
Наши мероприятия
09.04.2024
09.04.2024 - "Роль данных в современном банковском бизнесе"
05.04.2024
05.04.2024 - "Протекционизм в рыночной экономике"
19.04.2024
19.04.2024 - "Современное страхование жизни: проблемы и перспективы"
15.04.2024
15.04.2024 - "Цифровая экосистема исламских финансов"
12.04.2024
12.04.2024 - "От безналичных расчётов к цифровым валютам"
11.04.2024
11.04.2024 - "Обзор изменений банковского законодательства за IV кв 2023 г."
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы" Все новости
Новости для банков
09.04.2024
09.04.2024 - "Роль данных в современном банковском бизнесе"
10.04.2024
10.04.2024 - "Современные риски мировой финансовой системы"
29.03.2024
АСВ и ЦБ выработали типовое соглашение для применения в будущих проектах санации
29.03.2024
В ЦБ напомнили о работающих в России сервисах для безналичной оплаты
29.03.2024
Банки требуют объяснений Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости