Пожилой возврат: банки усилили антифрод-системы для защиты пенсионеров
Банки стали оптимизировать свои антифрод-системы для более эффективной защиты людей пожилого возраста от мошенников. Об этом "Известиям" рассказали в крупнейших российских финансовых организациях. Например, подозрительным будет считаться, если пенсионер снимает деньги со вклада до выплаты процентов. Эта категория клиентов особенно уязвима: по оценкам ЦБ, почти половина случаев кибермошенничеств приходится на людей старше 50 лет. Впрочем, выявить рискованную операцию недостаточно - важно разработать скрипт переубеждения жертвы социальной инженерии, считают эксперты.
Особо уязвимы
Специальную антифрод-систему, которая позволяет минимизировать риски мошенничества в отношении клиентов банка - пенсионеров, в 2021 году внедрил МКБ, сообщили "Известиям" в банке. В кредитной организации пояснили: в отличие от стандартных настроек система будет считать подозрительным, например, если возрастной клиент захочет снять деньги со вклада досрочно, несмотря на потерю процентного дохода. У молодых людей такое поведение не будет считаться триггером для реакции службы безопасности.
Как правило, досрочное закрытие депозита людьми пожилого возраста свидетельствует о том, что они действуют под влиянием социальных инженеров, активно использующих легенды о проведении "спецоперации" или задержании "преступников в банке", пояснил директор департамента информационной безопасности МКБ Вячеслав Касимов. Скорее всего, человек собирается снять средства со своего вклада и перевести их на некий "безопасный счет", на самом деле являющийся мошенническим. Чаще всего преступники пользуются тем, что люди преклонного возраста проявляют эмпатию, стремятся помочь звонящим псевдополковникам и псевдоследователям, подчеркнул Вячеслав Касимов.
Дополнительные алгоритмы для выявления потенциально мошеннических операций со счетами клиентов преклонного возраста также использует ВТБ, рассказал его представитель. Он добавил, что сейчас в разработке находится специальный льготный тариф мобильной связи от ВТБ Мобайл для пенсионеров, который будет защищать абонентов от мошенников и случайных нежелательных списаний.
Отдельные правила для анализа операций клиентов старшего поколения в свою антифрод-систему также внедрил Абсолют Банк, рассказал "Известиям" его управляющий директор Олег Кусеров. Он разъяснил, что в случае совершения нетипичных операций к клиенту обращаются за дополнительной верификацией. В Ак Барс Банке и Росбанке также рассказали, что используются специальные правила выявления подозрительных операций, которые учитывают возраст клиента.
Если антифрод-система УБРиР посчитает подозрительной операцию пожилого человека, это станет причиной возросшего числа уточняющих вопросов от сотрудника службы безопасности, сообщил управляющий директор центра развития сотрудничества с клиентами Александр Дарданов. Это поможет выявить, действительно ли платеж происходит по инициативе клиента. При этом сама антифрод-система настроена одинаково для всех пользователей, добавили в УБРиР. Также устроены системы в "Зените" и Экспобанке.
На крючке
В ЦБ считают, что банки должны организовывать работу своих антифрод-систем таким образом, чтобы защищать интересы всех клиентов вне зависимости от их возраста, сообщили "Известиям" в регуляторе.
При этом данные ФинЦЕРТ (подразделение Банка России, которое специализируется на кибербезопасности) подтверждают, что чаще других на уловки мошенников попадаются люди старше 60 лет - 27% среди всех жертв социальной инженерии. Еще 20% приходится на возраст от 50 до 59 лет, 19% - на 40-49 лет, 17% - на 30-39 лет, 13% - на 20-29 лет. Оставшиеся 4% пострадавших младше 20 лет. Кроме того, регулятор отдельно выделяет людей "серебряного возраста" (старше 60 лет) в качестве одной из групп населения, особенно подверженных воздействию социальной инженерии.
В России действия пенсионеров со счетами имеют четкие паттерны, поэтому вполне логично выделять их в отдельную категорию и настраивать системы мониторинга на выявление нетипичных операций, считает управляющий RTM Group Евгений Царев. Он добавил: если при этом учитывать историю поведения клиента за длительный период, то можно снизить вероятность его обмана на порядок.
Впрочем, в схемах атак с помощью социнженерии важно не только выявить саму подозрительную операцию, но и разработать модель общения с клиентом, которого злоумышленники уже могут держать "на крючке", считает начальник отдела по противодействию мошенничеству центра прикладных систем безопасности компании "Инфосистемы Джет" Алексей Сизов. Злоумышленники часто сообщают жертвам, что они настоящие безопасники, а те, с кем придется общаться потом (реальные сотрудники банков), находятся под подозрением. Жертвам дают четкие инструкции, что говорить в офисе или сотруднику при звонке. Эксперт подчеркнул, что необходимо убедить человека отказаться от непродуманных действий.
Возрастные клиенты нуждаются в усиленной защите: они более уязвимы в силу своей доверчивости, формирования их убеждений и представлений совершенно в другом государстве и в других реалиях, убеждена руководитель проекта "Народного фронта" "За права заемщиков" Евгения Лазарева. По ее словам, чаще всего пожилые люди подвергаются мошенничеству с использованием легенд о специалистах "службы безопасности банка", "правоохранительных органов" и других "официальных структур". Также их обманывают с помощью легенд о "неприятностях родных и близких, за которых срочно нужно заплатить". На третьем месте по популярности - обещания инвестиционного дохода в различных кооперативах и на бирже.
Источник: Известия https://iz.ru/1168462/natalia-ilina/pozhiloi-vozvrat-banki-usilili-antifrod-sistemy-dlia-zashchity-pensionerov
25.05.2021