Календарь мероприятий


Вирусное завоевание: число преступлений с картами выросло в 5,5 раза

   В 2020-м количество преступлений с использованием пластиковых карт достигло 190,2 тыс., что в 5,5 раза больше показателей предыдущего года, сообщается в данных МВД, с которыми ознакомились "Известия". Также отмечается существенный рост деяний, совершенных с применением интернета и мобильной связи. В целом за год количество преступлений в области информационно-телекоммуникационных технологий достигло 510,4 тыс. В МВД объяснили это активным применением таких инструментов, появлением новых методов мошенничества и поведением самих пострадавших. Опрошенные "Известиями" эксперты подтверждают взрывной рост преступлений и предлагают выработать алгоритм действий при столкновении со злоумышленниками.

Мощная атака

   В России в прошлом году зарегистрировано 510,4 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Этот показатель на 73,4% больше, чем было в предыдущем году, следует из данных МВД. Из них 80% (410,5 тыс.) совершены путем кражи или мошенничества. А каждое 11-е - с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств. Остальные приходятся на долю иных преступлений в сфере компьютерной информации.
   Злоумышленники в 2020-м в совершении преступлений чаще использовали банковские карты, интернет и телефон. В частности, за год количество деяний с применением пластиковых карт увеличилось на рекордные 453,1%, достигнув 190,2 тыс. В 2019 году, по данным министерства, было всего 34,4 тыс. С помощью интернета совершено 300,3 тыс. преступлений (+91,3%), средств мобильной связи - 218,7 тыс. (+88,3%). Зачастую одно и то же преступление может совершатся с применением одного или двух приведенных методов, уточнили "Известиям" в МВД.
   Наибольший темп прироста преступлений зарегистрирован в Санкт-Петербурге (780,6%), Ингушетии (167,5%), Ленинградской области (142,8%), Севастополе (134,6%) и Москве (132%). А наименьший - в Ненецком АО, Магаданской области и республиках Коми, Карачаево-Черкесия и Адыгея.
   В пресс-службе МВД "Известиям" пояснили, что динамика совершаемых преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий обусловлена их активно развивающимся применением, виктимным поведением потерпевших, а также возникновением новых способов совершения противоправных деяний.
   Там подчеркнули: тенденция роста числа зарегистрированных IТ-преступлений обусловила активизацию работы по совершенствованию законодательной и ведомственной нормативной базы, создание специализированного подразделения для борьбы с такими деяниями, а также перевод киберхищений в категорию тяжких преступлений.
   В пресс-службе Центробанка "Известиям" заявили: в 2020 году, по предварительным данным, выросло как количество, так и объем операций без согласия клиентов банков. Там не уточнили цифр, добавив, что показатели будут опубликованы в феврале. Ранее на сайте регулятора сообщалось, что за первое полугодие 2020-го общий объем таких операций составил 4 млрд рублей. Из них банки вернули клиентам около 485 млн. Также отмечалось, что за шесть месяцев по инициативе ЦБ заблокировано свыше 9,7 тыс. мошеннических телефонных номеров, или почти в четыре раза больше, чем годом ранее.
   В топ-30 кредитных организаций "Известиям" рассказали о двукратном росте жалоб клиентов на мошенников. Количество таких обращений в "Открытии" в 2020-м увеличилось вдвое, отметил директор департамента информационной безопасности банка Илья Сулоев. Касаясь вопроса о фактах кражи с банковских карт физлиц, он сказал: такие сведения не раскрываются в компании, добавив, что потери клиентов остались на уровне 2019-го.
   В УБРиР зафиксирован рост числа мошенничеств на 40% по сравнению с годом ранее. В Ак Барс Банке этот показатель вырос незначительно, отметил директор департамента информационной безопасности организации Вячеслав Яшкин. В целом мошенничество в банковской сфере за год выросло более чем вдвое, рассказал вице-президент Почта Банка Станислав Павлунин. Он пояснил взрывной рост пандемией, вызванными ею ограничениями и изменениями в жизни людей.
   В банках отметили, что для минимизации атак они внедрили комплексные системы антифрода, также проводятся информационные кампании среди клиентов о новых видах мошенничества и методах противостояния им.

Критичный подход

   Массовые телефонные мошенничества, вредоносные "банковские" приложения для смартфонов и фальшивые сайты платежных систем стали настоящей проблемой 2020 года, подтвердил директор компании "Антифишинг" Сергей Волдохин. По его словам, с началом пандемии и переходом сотрудников компаний на дистанционную работу кибермошенники получили новые возможности для атак. Судя по объемам хищений, банки и финансовые компании оказались не готовы к масштабному воздействию на своих клиентов, добавил он.
   По словам ведущего эксперта "Лаборатории Касперского" Сергея Голованова, в 2021-м, скорее всего, тенденции мошенничества сохранятся. Но существенное увеличение их числа маловероятно, так как финансовые организации и телеком-операторы активно борются с подобными схемами, а насыщенная новостная повестка заставила граждан настороженно относиться к подозрительным звонкам, уверен он.
   Вместе с тем эксперт напомнил о важности критического подхода к вызовам с неизвестных номеров, сообщениям о соцвыплатах или вознаграждениях.
   По словам Сергея Волдохина, чтобы минимизировать ущерб от деятельности злоумышленников, необходимо повышать цифровую грамотность граждан и выработать алгоритм действий при столкновении с мошенниками. Но зачастую кибератакам на обычных людей предшествуют сливы персональных данных клиентов компаний, поэтому бизнесу также необходимо в дополнение к техническим средствам защиты сформировать у собственных сотрудников навыки противодействия мошенническим операциям, резюмировал он.
   Проблема телефонного мошенничества с пластиковыми картами отпадет сама собой, когда банки установят контроль за персональными данными клиентов, считает и ведущий юрист компании "Парфенон" Павел Уткин. Корень зла во внутренних утечках, считает он. Также, по его мнению, пришло время ставить ребром вопрос в части финансового и правового образования граждан.

Источник: Известия https://iz.ru/1116909/roza-almakunova/virusnoe-zavoevanie-chislo-prestuplenii-s-kartami-vyroslo-v-55-raza




02.02.2021

Обсудить в нашей группе на Facebook
Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Банковские риски" от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Кредитные операции в банке" - от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 26.12.2024
26.12.2024
Обновление раздела ББТ "Сделки и операции банка на фондовом и денежном рынках" от 26.12.2024 Все новости
Наши мероприятия
26.11.2024
26.11.2024 - "Первая работа. Путеводитель"
25.11.2024
25.11.2024 - "Как ключевая ставка Банка России позволяет управлять инфляцией"
22.11.2024
22.11.2024 - "Инфляция и рынок труда"
05.11.2024
05.11.2024 - "Розничные инвесторы и торговля на бирже"
22.10.2024
22.10.2024 - "Основы потребительского кредитования. Обзорная лекция" Все новости
Новости для банков
09.07.2024
ВНИМАНИЮ КЛИЕНТСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ СЛУЖБ БАНКОВ
27.12.2024
Банк России планирует расширить набор сценариев для оплаты покупок через СБП
27.12.2024
Каждый пятый опрошенный россиян оформил карту зарубежного банка, чтобы расплачиваться в путешествиях
27.12.2024
При рекламе кредитов обязали указывать полную информацию о рисках
26.12.2024
ЦБ вводит мораторий на применение ограничения ПСК по потребкредитам на I кв. 2025 г. Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости