Тест-драйвер: эксперты оценили число активных клиентов банков
В России впервые оценили число активных пользователей банковских услуг. Лидерами стали гиганты Сбербанк и ВТБ (с активной аудиторией 97,5 млн и 13,3 млн человек соответственно), а 3-е и 4-е места заняли частные организации "Тинькофф" (7,2 млн активных пользователей) и Альфа-банк (6,5 млн граждан). Об этом говорится в совместном исследовании международной консалтинговой компании Frost & Sullivan и российского консалтинга "НЭО Центр". В отчете компаний отмечается лидерство России в сфере развития финтех-услуг. В крупнейших банках "Известиям" подтвердили появление тренда на активную диджитализацию банковской сферы, отметив, что акцент в развитии делается на дистанционные каналы обслуживания и биометрию.
Активные пользователи
Крупнейшим частным банком по доле активных клиентов в России в 2019 году стал Тинькофф Банк, достигнув показателя в 7,2 млн активных пользователей услуг. Среди всех кредитных организаций - как государственных, так и частных, - "Тинькофф" занял третье место по этому показателю. Такие выводы содержатся в исследовании Frost & Sullivan и "НЭО Центр" (есть в распоряжении "Известий"). Рэнкинг активной клиентской базы с оценкой числа пользователей банковских услуг в России проведен впервые.
Лидером по числу активных клиентов стал Сбербанк с 97,5 млн пользователей, а на втором месте оказался ВТБ с 13,3 млн клиентов, отмечается в исследовании. В топ-5 кредитных организаций также вошли частный Альфа-банк (7,2 млн активных клиентов) и государственный Почта Банк (6,3 млн человек).
В исследовании также отмечается, что в 2019 году индекс проникновения финтех-услуг в стране составил 82% - это третий показатель среди 20 крупнейших рынков в мире, говорится в исследовании. Возглавили рейтинг Китай и Индия, где финтех-сервисами пользуются 87% жителей. В первую пятерку также попали ЮАР (82%, как и в России) и Колумбия (76%).
По сравнению с 2017 годом тройка государств с наибольшей долей населения, пользующегося финтех-сервисами, изменений не претерпела, отметили эксперты. В исследовании подчёркивается, что скорость распространения таких услуг в России выше, чем у других лидеров рейтинга: за два года показатель увеличился на 39 п.п. в нашей стране, а в Индии и Китае - на 35 п.п. и 18 п.п. соответственно.
Высокая популярность финтех-услуг в России связана с молодостью финансовой системы и восприимчивостью граждан к инновациям, отмечается в исследовании.
Главными драйверами в развитии финансовых технологий в России выступают необанки, которые изначально ориентированы на использования новых технологий и онлайн-обслуживание клиентов. Крупнейшие из них - "Тинькофф" (оценочная стоимость в 246 млрд рублей), "ЮMoney" ("Яндекс Деньги" - 8,3 млрд рублей) и "Сфера" (входит в банковскую группу БКС - 1 млрд рублей).
Особенность "Тинькофф" в том, что помимо МСП и ИП, на которых сосредоточены другие необанки, он имеет крупный портфель розничных клиентов, предлагая им дополнительные услуги через свою экосистему: страхование и инвестиции. Хотя Тинькофф Банк относится к новому типу необанков, по итогам 2019 года он вошел в топ-3 по размеру активной клиентской базы (7,2 млн человек) и в топ-5 по прибыльности (16,2 млрд рублей на 1 июля 2020-го). В исследовании также отмечается, что экосистема "Тинькофф" - главный конкурент структур крупнейшего игрока, "Сбера". При этом услугами последнего пользуется около 67 млн человек, а "Тинькофф" обслуживает 8 млн человек.
Урок коронакризиса
Коронакризис стал дополнительным драйвером популярности финтех-услуг в России в 2020 году, говорится в исследовании "НЭО Центра". В крупнейших банках и необанках "Известиям" подтвердили эту тенденцию.
Из-за пандемии коронавируса возможность дистанционных продаж стала для банка необходимостью, считают в МКБ. По данным Райффайзенбанка, за время самоизоляции почти треть россиян впервые опробовали оплату ЖКУ через мобильный банк, а каждый четвертый впервые произвел денежный перевод по номеру телефона. В Промсвязьбанке во время пандемии доля выданных в цифровых каналх кредитов выросла с 40% до 80%.
В период самоизоляции на 50% выросла доля продаж банковских продуктов через цифровые каналы (на сайте, в мобильном приложении), оценил начальника центра цифровых продаж Росбанка Сергей Сеферов. В банке "Открытие" с начала года проникновение дистанционного обслуживания выросло на 20%, оценил вице-президент кредитной организации Александр Пятигорский.
Впрочем, проникновение мобильного банкинга, бесконтактных платежей, электронных сервисов по страхованию и инвестициям, а также биометрии в Тинькофф Банке было реализовано и активно развивалось еще до пандемии, заявили "Известиям" в кредитной организации. Именно это помогло банку справиться с новым режимом работы во время пандемии. В "Тинькофф" отметили, что в течение последнего года активно внедряют искусственный интеллект, который предлагает клиентам лучшие решения на основе его предпочтений.
Доля безналичных операций в торговой рознице стабильно растет на протяжении последних лет, и по итогам первого полугодия она составила почти 69%, сообщили "Известиям" в Банке России. По ожиданиям регулятора, в конце года этот показатель может превысить 70%.
В ВТБ подчеркнули, что около четверти (24%) трансакций по картам приходится на оплату смартфонами с помощью мобильных приложений (например, Apple Pay и Google Pay).
Одно из важнейших направлений развития - биометрическая идентификация, которая позволяет удалённо принимать клиентов на обслуживание, считает директор по развитию Делобанка (Группа СКБ-банка) Ирина Кузьмина. Следующий шаг развития финтеха в России - работа с данными о клиенте, чтобы вовремя предлагать клиенту индивидуальные условия и упрощать оформление заявки, уверены в банке "Санкт-Петербург".
Развитие финансовых технологий в РФ поддерживается на уровне государства: в 2017 году премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил программу развития цифровой экономики в России, напомнил председатель правления банка "Фридом Финанс" Геннадий Салыч.
- Финансовый сектор в России довольно сильно консолидирован вокруг нескольких крупнейших госбанков. При этом еще 5-10 лет назад довольно активную роль играли частные банки и финансовые компании. Инновационный "заряд", который был создан свободным рынком 10 лет назад, сейчас в полной мере масштабируется и реализуется крупнейшими игроками, - считает гендиректор "БКС Страхование жизни" Андрей Дроздов.
В "НЭО Центре" ожидают, что к 2035 году уровень проникновения финансовых технологий в сегмент платежей и переводов в России превысит 96%.
Источник: Известия https://iz.ru/1070160/natalia-revva/test-draiver-eksperty-otcenili-chislo-aktivnykh-klientov-bankov
07.10.2020