К хакерам подоспели менеджеры: В банках навязывают клиентам страховку от хищений с карт
На фоне участившихся в пандемию мошеннических атак на средства граждан банки все более агрессивно продают страховки для защиты от хищений средств, в том числе с дебетовых карт. Клиенты Сбербанка, в частности, жалуются на прямое навязывание услуги, которую менеджеры выдают за обязательную. В ЦБ говорят о недобросовестности такой практики, в банке подчеркивают добровольность страховки, не отрицая, впрочем, случаев злоупотреблений со стороны сотрудников.
В "Ъ" обратился клиент Сбербанка, столкнувшийся с навязыванием страховки к дебетовой карте. В начале сентября при получении перевыпущенной карты сотрудник банка отказался выдать ее без подключения услуги "Защита карты" - страховки от несанкционированных операций на сумму до 60 тыс. руб. После оплаты страховки за 1590 руб. источник "Ъ" получил квитанцию, в которой указан получатель платежа ("Сбербанк страхование"), номер полиса и название услуги ("Защита карты").
Об условиях страхования и возможности отказа клиент осведомлен не был.
Этот пример не уникален. На форуме Banki.ru клиенты Сбербанка только со 2 сентября описали несколько похожих историй. Пожилой мужчина (88 лет) отправился снимать пенсию в Сбербанке, а вернулся домой, по словам родственников, с дебетовой картой "Мир" и страховкой стоимостью почти 1300 руб. По словам еще одного клиента, после подписания документов на навязанную услугу (защиту карты) сотрудник заявил, что "обратного пути нет", то есть отказаться от нее нельзя. Другая клиентка, которой в итоге удалось отбиться от дополнительной услуги, пишет, что обычно процедура перевыпуска карты занимает десять минут, а на этот раз "растянулась на полчаса: мне начали навязывать страховку".
В Сбербанке случаи навязывания страховки комментировать не стали. Но заверили, что "клиент на свое усмотрение может заключить договор страхования банковских карт; оформление такого договора не является условием выдачи карты".
В банке добавили, что "в течение 14 дней после оформления клиент может расторгнуть договор и вернуть уплаченную премию в полном объеме". На вопросы о причинах резкой активизации усилий сотрудников по продаже страховок от хищений, в том числе путем введения клиентов в заблуждение, в банке отвечать не стали.
Представители других банков подтверждают, что программы защиты от хищения средств с карт у них также есть, но не слишком востребованы даже на фоне роста мошенничеств. Количество звонков от мошенников в адрес банковских клиентов в период пандемии выросло на 200%, отмечала глава ЦБ Эльвира Набиуллина. За пять месяцев 2020 года зафиксировано около 165 тыс. попыток мошеннических операций на сумму около 1,6 млрд руб.
По словам главы отдела развития сберегательных, инвестиционных и страховых продуктов Райффайзенбанка Романа Карандина, там предлагают программу страхования клиентам, которым важна комплексная защита от мошенничества. "Мы видим устойчивый интерес к программе, но всплеска продаж нет",- добавил он. Страхование карт от несанкционированного списания не пользуется высоким спросом, подтверждают в банке "Русский стандарт". Владельцы карт ВТБ могут купить страховку от несанкционированного списания средств в результате действий мошенников, но она не является обязательной, заверили там. По оценкам "РСХБ-Страхование", 60% продуктов страхования финансовых рисков оформляется людьми старше 55 лет, хотя эта категория не является самой уязвимой перед кибермошенниками.
В ЦБ считают недобросовестной практику навязывания дополнительных страховых услуг при выдаче (перевыпуске) дебетовых карт.
Подобные жалобы поступают не так часто, но в каждом случае предпринимаются "необходимые шаги для защиты прав потребителей", заверили там.
Если страховка все же была навязана, вернуть средства можно, главное - вовремя подать соответствующее заявление. Согласно указанию ЦБ N3854-У, страховые компании включают, в том числе в договоры страхования финансовых рисков, страхователем по которым выступает гражданин, обязанность страховщика вернуть премию в случае отказа гражданина от договора в "период охлаждения" (14 календарных дней с даты заключения). Но это возможно, предупреждает управляющий партнер компании "Позиция права" Егор Редин, только если за этот период не было страхового случая.
Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4483919
09.09.2020