Календарь мероприятий


Заемщикам дадут охладиться: Кредиторы просят заменить штрафы двумя неделями размышлений

   Участники финансового рынка просят доработать законопроект, предполагающий введение штрафа за навязывание заемщикам дополнительных услуг в двукратном размере от их стоимости. Предлагается заменить выплату на двухнедельный период охлаждения, в течение которого заемщик может отказаться от услуги. Штраф же будет полагаться, только если кредитор не вернет средства в отведенный на это срок. Однако правозащитники считают, что корректировка усложнит ситуацию для заемщиков и позволит кредиторам избежать ответственности.
   Как стало известно "Ъ", на прошедшем 20 августа заседании экспертного совета по защите прав потребителей при Банке России, СРО МФО "МиР" предложила изменить механизм борьбы с навязыванием заемщикам дополнительных услуг, представленный регулятором.
   Законопроект, вносящий изменения в закон "О потребительском кредите (займе)" в части противодействия навязывания заемщикам допуслуг, принят Госдумой в первом чтении 9 июля. Речь идет о таких услугах, как, например, платное СМС-информирование, обязательство открыть платную карту к кредиту, юридическое сопровождение и т. д. "В случае нарушения права заемщика на свободный выбор услуг кредитор обязан выплатить заемщику компенсацию в двукратном размере произведенных им затрат по оплате дополнительных услуг, оказываемых кредитором и (или) третьими лицами, в течение десяти рабочих дней с даты предъявления заемщиком соответствующего требования",- говорится в текущей формулировке проекта закона.
   По мнению главы совета СРО "МиР" Эльмана Мехтиева, формулировка предполагает применение к кредиторам штрафа, равного двукратному размеру стоимости якобы навязанных допуслуг, не когда навязывание было доказано, а "в течение всего периода жизни ссуды". Для кредитора это создает "правовые риски", поскольку гражданин может пожаловаться на навязывание через несколько лет, даже после того как услуга была оказана.
   В связи с этим участники рынка предлагают ввести "период охлаждения", равный 14 календарным дням, в течение которого заемщик может отказаться от допуслуг и потребовать возврата их полной стоимости, без необходимости подтверждения факта навязывания.
   Если кредитор за десять рабочих дней не вернет деньги, гражданин может потребовать их в двукратном размере. Если же заемщик не успел обратиться к кредитору в "период охлаждения", у него остается возможность попытаться доказать навязывание услуги и получить компенсацию в соответствии с законом о защите прав потребителей. Сейчас "период охлаждения", в течение которого можно отказаться от услуги, распространяется только на договоры страхования.
   В ЦБ "Ъ" сообщили, что предложения, высказанные на экспертном совете, будут рассмотрены: "При этом Банк России положительно оценивает подход участников рынка, направленный на недопущение нарушений прав потребителей финансовых услуг, конструктивное взаимодействие, оперативное урегулирование претензий и восстановление нарушенных прав потребителей".
Эксперты отмечают, что "период охлаждения" может быть полезен.
   "Большое количество возвратов и связанных с ними расходов может также сократить количество услуг, которые чрезмерно проактивно предлагаются потребителю",- говорит партнер Bain & Company Олег Гейлер.
   Но правозащитники категорически против предложенных изменений. "Это попытка усложнить процесс и избежать ответственности за очевидное нарушение закона о защите прав потребителей,- говорит руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгения Лазарева.- За время "периода охлаждения" большая часть таких услуг частично уже оказана, за исключением, пожалуй, страховок". Вероятность того, что кому-то удастся вернуть деньги за уже оказанные, пусть и навязанные услуги, уверена госпожа Лазарева, будет крайне мала.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4465869

24.08.2020

Обсудить новости на нашей странице на VKontakte


Новости ББТ
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Противодействие легализации" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Организация банковской деятельности" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Внутренний контроль в банке" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Информационная безопасность банка" от 30.06.2025
30.06.2025
Обновление раздела ББТ "Операции банка с ценными бумагами" от 30.06.2025 Все новости
Наши мероприятия
14.05.2025
Ян Кэмпбэлл (Чехия), встреча-онлайн - Современные проблемы финансов в России и за рубежом
06.05.2025
Бархота А.В., лекция-онлайн - "Проблематика ESG и устойчивое развитие: забвение или ренессанс"
30.04.2025
Шарушинская О.В., лекция-онлайн - "Антифрод (система противодействия мошенничеству) в банках и МФО"
18.04.2025
Итоги 25-го Интернет-Чемпионата по банковскому делу и финансам
18.04.2025
29.04.2025 - Семинар-онлайн "Всё об инвестициях в золото" Все новости
Новости для банков
04.07.2025
Фонд для санаций сдал все лицензии, так как больше не нужен ЦБ
04.07.2025
Ключевая ставка и опасения кризиса банковской сферы. Темы брифинга главы ЦБ
04.07.2025
В ЦБ пообещали, что банки не исчезнут с развитием цифрового рубля
04.07.2025
ЦБ не фиксирует массовых жалоб на мисселинг при заключении договоров ПДС
04.07.2025
Банки просят ужесточить ограничения для банкротов Все новости
Новости библиотеки
18.03.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 18.03.2019
12.02.2019
Очередное обновление Электронной Библиотеки Банка от 12.02.2019 Все новости